(383) 309-29-02
aist@linecross.ru,

Документов на сайте

Новое на сайте

Модуль ЦК.041C
Прибор Квант-К
Агрегаты передвижные фильтровентиляционные EMK
Блок для дренирования типа бокс Rausikko
Система планово-предупредительного ремонта
Тематические обзоры
Счетная линейка
Планово-предупредительный ремонт электрооборудования, станков, машин и строительных механизмов
Система планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики
Типовые нормы времени на программирование задач для эвм

Читаемое

Блоки управления серий ZHU, HU, HU-PIXEL
Системы химического обессоливания серии cd
Барьер искрозащиты Искра - КУВФ.426439.002 - РЭ
Подстанции трансформаторные комплектные наружной установки серии КТПН - 6 (10)/0,4 кв
Система планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики
Типовые нормы времени на программирование задач для эвм

Приводы электрические многооборотные ПЭМ-IIВТ4

Опубликовано на Яндекс.Дзен

ЯЛБИ.421312.019 РЭ

Руководство по эксплуатации предназначено для ознакомления обслуживающего персонала с приводами электрическими многооборотными ПЭМ-IIВТ4 с двухсторонним ограничителем крутящего момента (в дальнейшем - приводы) с целью обеспечения полного использования их технических возможностей и содержит следующие основные разделы:

  • описание и работа изделия;
  • использование по назначению;
  • транспортирование и хранение.

Работы по монтажу, регулировке и пуску приводов разрешается выполнять лицам, имеющим допуск к эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В.

Во избежание поражения электрическим током при эксплуатации приводов должны быть осуществлены меры безопасности, изложенные в разделе 2 "Использование по назначению" и разделе 3 «Техническое обслуживание».

Приступать к работе с приводами только после ознакомления с настоящим руководством по эксплуатации!

1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА ИЗДЕЛИЯ

1.1 Назначение изделия

Приводы предназначены для дистанционного и местного управления с помощью ручного дублера запорной трубопроводной арматурой, устанавливаемой в закрытых помещениях и на открытых площадках под навесом.

Приводы изготавливаются в климатическом исполнении и категории размещения по ГОСТ 15150-69 и предназначены для работы при температуре окружающего воздуха и относительной влажности согласно таблице 1.

Таблица 1

Тип привода

Климатическое исполнение и категория размещения

Температура окружающей среды

Верхнее значение относительной влажности окружающей среды

ПЭМ-А-11ВТ4

 

от минус50

До98 % при температуре 35 °С и

 

У2

до плюс50°С

более низких температурах без

ПЭМ-Б-11ВТ4

 

от минус50 до плюс 40°С

конденсации влаги

ПЭМ2-А-11ВТ4

 

от минус60 до

До100 % при температуре

ПЭМ2-В-11ВТ4

УХЛ2

плюс50 °С

20 °С и более низких температу-

ПЭМ2-Б-11ВТ4

 

от минус60 до плюс 40 °С

рах с конденсацией влаги

Приводы предназначены для эксплуатации во взрывоопасных зонах класса I по ГОСТ 51330.9-99 помещений и наружных установок в соответствии с требованиями «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ) или другими нормативно-техническими документами, определяющими применяемость электрооборудования во взрывоопасных средах, в которых могут образовываться взрывоопасные смеси с категорией взрывоопасности IIВТ4.

Приводы предназначены для непосредственной установки на трубопроводной арматуре с любым расположением привода в пространстве.

Приводы позволяют осуществлять:

  • открытие и закрытие прохода арматуры с дистанционного пульта управления и остановку запорного устройства арматуры в любом промежуточном положении;
  • автоматическое отключение двигателя с помощью микровыключателей ограничителя крутящего момента при достижении заданного крутящего момента на выходном валу привода или при заедании подвижных частей арматуры;
  • автоматическое отключение электродвигателя при помощи концевых микровыключателей при достижении запорным устройством арматуры крайних положений: ОТКРЫТО, ЗАКРЫТО;
  • сигнализацию на пульте управления крайних положений рабочего органа запорного устройства арматуры и о срабатывании ограничителя крутящего момента посредством срабатывания контактов микровыключателей;
  • указание положения рабочего органа запорного устройства арматуры по шкале местного указателя;
  • указание положения рабочего органа запорного устройства арматуры по выходному сигналу блока сигнализации положения;
  • дистанционное указание степени прохода арматуры;
  • настройку и регулировку величины крутящего момента в пределах, указанных в таблицах 2, 3 и 4.

Приводы могут работать в системах автоматического управления, в том числе с использованием микропроцессорной техники.

В н и м а н и е! При заказе приводов ПЭМ-Б-IIВТ4 и ПЭМ2-Б-IIВТ4 необходимо убедиться в том, что ход шпинделя арматуры менее глубины отверстия L (приложение А) в выходном вале привода.

Таблица 2 – Приводы ПЭМ-А-IIВТ4 и ПЭМ-Б-IIВТ4

Условное обозначение привода

Обозначение основного конструкторского документа

Диапазон настройки крутящего момента на выходном

Частота вращения

выходного

Число оборотов выходного вала, необходимое для закрытия (открытия) арматуры, об

Передаточное число от маховика ручного привода к выход-

Мощность электро- двигателя.

Мас-

са,

Исполнение выходного вала привода

Нали- чие опо- ры

Тип при меняе мого дви-

 

 

валу, Н-м

вала, об/мин

мини- мальное

макси- мальное

ному валу

кВт, не более

кг, не более

 

 

гателя

ПЭМ-А0М-11ВТ4

ЯЛБИ.421312.019-00

25 - 70

24±4,8

1

10

56

0,18

26,5

с квадратом

да

ДАТ

ПЭМ-А1М-11ВТ4

-01

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

63А6

ПЭМ-А2М-11ВТ4

-02

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

-11ВТ4

ПЭМ-А3М-11ВТ4

-03

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А4М-11ВТ4

-04

 

 

1

10

 

 

 

с квадратом

нет

 

ПЭМ-А5М-11ВТ4

-05

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А6М-11ВТ4

-06

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

 

ПЭМ-А7М-11ВТ4

-07

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А8М-11ВТ4

-08

70-110

 

1

10

 

0,25

28

с квадратом

да

ДАТ

ПЭМ-А9М-11ВТ4

-09

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

63В6

ПЭМ-А10М-11ВТ4

-10

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

-11ВТ4

ПЭМ-А11М-11ВТ4

-11

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А12М-11ВТ4

-12

 

 

1

10

 

 

 

с квадратом

нет

 

ПЭМ-А13М-11ВТ4

-13

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А14М-11ВТ4

-14

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

 

ПЭМ-А15М-11ВТ4

-15

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А20М-11ВТ4

ЯЛБИ.421312.019-20

25 - 70

12 ±2,4

1

10

56

0,18

26,5

с квадратом

да

 

ПЭМ-А21М-11ВТ4

-21

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А22М-11ВТ4

-22

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

 

ПЭМ-А23М-11ВТ4

-23

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А24М-11ВТ4

-24

 

 

1

10

 

 

 

с квадратом

нет

ДАТ

ПЭМ-А25М-11ВТ4

-25

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

63А6

ПЭМ-А26М-11ВТ4

-26

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

-11ВТ4

ПЭМ-А27М-11ВТ4

-27

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А28М-11ВТ4

-28

70-110

 

1

10

 

 

 

с квадратом

да

 

ПЭМ-А29М-11ВТ4

-29

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А30М-11ВТ4

-30

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

 

ПЭМ-А31М-11ВТ4

-31

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А32М-11ВТ4

-32

 

 

1

10

 

 

 

с квадратом

нет

 

ПЭМ-А33М-11ВТ4

-33

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А34М-11ВТ4

-34

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

 

ПЭМ-А35М-11ВТ4

-35

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А0У-11ВТ4

ЯЛБИ.421312.019-36

25 - 70

24±4,8

1

10

56

0,18

26,5

с квадратом

да

ДАТ

ПЭМ-А1У-11ВТ4

-37

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

63А6 -11ВТ4

ПЭМ-А2У-11ВТ4

-38

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

 

ПЭМ-А3У-11ВТ4

-39

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А4У-11ВТ4

-40

 

 

1

10

 

 

 

с квадратом

нет

 

ПЭМ-А5У-11ВТ4

-41

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А6У-11ВТ4

-42

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

 

ПЭМ-А7У-11ВТ4

-43

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А8У-11ВТ4

-44

70-110

 

1

10

 

0,25

28

с квадратом

да

ДАТ

ПЭМ-А9У-11ВТ4

-45

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

63В6

ПЭМ-А10У-11ВТ4

-46

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

-11ВТ4

ПЭМ-А11У-11ВТ4

-47

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А12У-11ВТ4

-48

 

 

1

10

 

 

 

с квадратом

нет

 

ПЭМ-А13У-11ВТ4

-49

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А14У-11ВТ4

-50

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

 

ПЭМ-А15У-11ВТ4

-51

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А20У-11ВТ4

ЯЛБИ.421312.019-52

25 - 70

12 ±2,4

1

10

56

0,18

26,5

с квадратом

да

 

ПЭМ-А21У-11ВТ4

-53

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А22У-11ВТ4

-54

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

 

ПЭМ-А23У-11ВТ4

-55

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А24У-11ВТ4

-56

 

 

1

10

 

 

 

с квадратом

нет

ДАТ

ПЭМ-А25У-11ВТ4

-57

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

63А6

ПЭМ-А26У-11ВТ4

-58

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

-11ВТ4

ПЭМ-А27У-11ВТ4

-59

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А28У-11ВТ4

-60

70-110

 

1

10

 

 

 

с квадратом

да

 

ПЭМ-А29У-11ВТ4

-61

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А30У-11ВТ4

-62

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

 

ПЭМ-А31У-11ВТ4

-63

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А32У-11ВТ4

-64

 

 

1

10

 

 

 

с квадратом

нет

 

ПЭМ-А33У-11ВТ4

-65

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-А34У-11ВТ4

-66

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

 

ПЭМ-А35У-11ВТ4

-67

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

 

ПЭМ-Б0-11ВТ4

ЯЛБИ.421312.021-00

100-300

25±5

1

6

72

0,55

42

с кулачками

нет

АИМ-А80S4,

ПЭМ-Б1-11ВТ4

-01

 

 

 

 

 

 

45

 

да

ДАТ71

ПЭМ-Б2-11ВТ4

-02

 

 

6

45

 

 

 

 

 

А4-11ВТ4

ПЭМ-Б3-11ВТ4

-03

 

50±10

1

6

 

1,1

42

 

нет

АИМ-А80L4,

ПЭМ-Б4-11ВТ4

-04

 

 

 

 

 

 

45

 

да

ДАТ80

ПЭМ-Б5-11ВТ4

-05

 

 

6

45

 

 

 

 

 

А4-11ВТ4

ПЭМ-Б6-11ВТ4

-06

 

25±5

35

60

 

0,55

45

 

 

АИМ-А80S4, ДАТ71

А4-11ВТ4

ПЭМ-Б7-11ВТ4

-07

 

50±10

35

60

 

1.1

45,5

 

 

АИМ-А80L4,

ДАТ80

ПЭМ-Б8-11ВТ4

-08

 

 

60

200

 

 

42

 

нет

А4-11ВТ4

П р и м е ч а н и е - Приводы ПЭМ-Б поставляются с блоком БСПМ-IIВТ6. При поставке с блоком БСПТ- IIВТ6 или БСПР-IIВТ6 тип блока должен быть указан в заказе.

Таблица 3 – Приводы ПЭМ2-А-IIВТ4 и ПЭМ2-Б-IIВТ4

Условное обозначение привода

Обозначение основного конструкторского документа

 

Диапазон настройки

крутящего момента на

Частота вращения

выходного

Число оборотов выходного вала, необходимое для закрытия (открытия) арматуры, об

Пере- даточное число от маховика ручного привода к

Мощность электро- двигателя

Мас-  са,

кг, не более

Исполнение выходного вала привода

Тип применяемого двигателя

 

 

 

выходном валу, Н-м

вала, об/мин

мини- мальное

макси- мальное

 выходному валу

кВт, не более

 

 

 

ПЭМ2-А0М-IIВТ4

ЯЛБИ.421312.023-00

25 - 70

24±4,8

1

10

56

0,18

24

с квадратом

ДАТ63А6

ПЭМ2-А1М-IIВТ4

-01

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

-IIВТ4

ПЭМ2-А2М-IIВТ4

-02

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

ПЭМ2-А3М-IIВТ4

-03

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

ПЭМ2-А8М-IIВТ4

-04

70-110

 

1

10

 

0,25

 

с квадратом

ДАТ63 В6

ПЭМ2-А9М-IIВТ4

-05

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

-IIВТ4

ПЭМ2-А10М-IIВТ4

-06

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

ПЭМ2-А11М-IIВТ4

-07

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

ПЭМ2-А20М-IIВТ4

-08

25 - 70

12±2,4

1

10

 

0,18

 

с квадратом

ДАТ63А6

ПЭМ2-А21М-IIВТ4

-09

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

-IIВТ4

ПЭМ2-А22М-IIВТ4

-10

 

 

10

45

 

 

 

с квадратом

 

ПЭМ2-А23М-IIВТ4

-11

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

ПЭМ2-А28М-IIВТ4

-12

70-110

 

1

10

 

 

 

с квадратом

 

ПЭМ-А29М2-IIВТ4

-13

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

ПЭМ-А30М2-IIВТ4

-14

 

 

1

10

 

 

 

с квадратом

 

ПЭМ2-А31М-IIВТ4

-15

 

 

 

 

 

 

 

с кулачками

 

ПЭМ2-Б1М-IIВТ4

ЯЛБИ.421312.023-21

100-300

25±5

1

6

72

0.55

55

с кулачками

АИМ-

ПЭМ2-Б2М-IIВТ4

-22

 

 

6

45

 

 

 

 

А80Э4,

ПЭМ2-Б4М-IIВТ4

-24

 

50±10

1

6

 

1,5

 

 

ДАТ71А4-IIВТ4

ПЭМ2-Б5М-IIВТ4

-25

 

 

6

45

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е– Буква «М» в условном обозначении привода означает, что привод укомплектован блоком концевых выключателей БКВ.

Таблица 4-Приводы ПЭМ2-В-IIBT4

Условное

обозначе-

ние приво-

да

Обозначение ос-

новного конст-

рукторского до-

кумента

Диапазон

настрой-

ки кру-

тящего

момента на вы-

Частота

враще-

ния

выходного

вала,

об/мин

Число оборотов

выходного вала,

необходимое

для закрытия

(открытия) арматуры, об

Переда-

точное

число от маховика

ручного

привода к

Мощ-

ность

элект-

двигателя

кВт, не более

Масса,

кг, не более

Исполнение

выходного

вала привода

 

 

Тип

приме-

няемого

двигателя

 

 

ходном

валу, Н-м

 

Мини- мальное

Макси- мальное

выходному валу

 

 

 

 

ПЭМ2-В0 630 25

ЯЛБИ.421312.025-00

250-630

 

 

 

75

 

 

 

 

36 МП -IIВТ4

 

 

 

6

36

 

 

 

 

 

ПЭМ2-В1 630 25 36 М -IIВТ4

-01

 

25

 

 

 

2,2

85

 

 

ДАТ90L4

ПЭМ2-В2 630 25

-02

 

 

 

 

 

 

 

 

-IIB4

216 МП -IIВТ4

 

 

 

36

216

 

 

 

с кулачками

 

ПЭМ2-В3 630 25

-03

 

 

 

 

 

 

 

 

 

216 М -IIВТ4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЭМ2-В4 630 50

-04

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36 МП -IIВТ4

 

 

 

6

36

 

 

 

 

 

ПЭМ2-В5 630 50

-05

 

 

 

 

 

4,0

95

 

ДАТ

36 М -IIВТ4

 

 

50

 

 

 

 

 

 

100L4 -

ПЭМ2-В6 630 50

-06

 

 

 

 

 

 

 

 

IIB4

216 МП -IIВТ4

 

 

 

36

216

 

 

 

 

 

ПЭМ2-В7 630 50

-07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

216 М -IIВТ4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЭМ2-В8 1000

ЯЛБИ.421312.025-08

500-1000

 

 

 

75

 

 

 

 

25 36 МП -11ВТ4

 

 

 

6

36

 

 

 

 

 

ПЭМ2-В9 1000

-09

 

 

 

 

 

2,2

85

 

ДАТ

25 36 М -11ВТ4

 

 

25

 

 

 

 

 

с кулачками

90L4 -

ПЭМ2-В10 1000

-10

 

 

 

 

 

 

 

 

IIB4

25 216 МП -11ВТ4

 

 

 

36

216

 

 

 

 

 

ПЭМ2-В11 1000

-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 216 М -11ВТ4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЭМ2-В12 1000

-12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50 36 МП -11ВТ4

 

 

 

6

36

 

 

 

 

ДАТ

ПЭМ2-В13 1000

-13

 

 

 

 

 

4.0

95

 

100L4

50 36 М -11ВТ4

 

 

50

 

 

 

 

 

 

-IIB4

ПЭМ2-В14 1000

-14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50 216 МП -11ВТ4

 

 

 

36

216

 

 

 

 

 

ПЭМ2-В15 1000

-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50 216 М -11ВТ4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные параметры и технические характеристики

1.2.1 Условное обозначение приводов и их основные параметры приведены в таблицах 2, 3 и 4.

Электрическое питание электродвигателя приводов осуществляется трехфазным током напряжением 380 В частотой 50 Гц.

Допускаемые отклонения:

  • напряжения питания переменного тока - от минус 15 до плюс 10%,
  • частоты тока - от минус 2 до плюс 2 %.*

1.2.2 Приводы изготавливаются для работы в кратковременном режиме S2 по ГОСТ Р 52776-2007 с длительностью периода переменной противодействующей нагрузки от 7 до 144 с (в зависимости от частоты вращения и полного хода выходного вала привода).

В течение периода действия нагрузки она может изменяться от максимального значения крутящего момента в начале трогания рабочего органа трубопроводной арматуры из крайнего положения ЗАКРЫТО до значения, равного 0,6 максимального значения крутящего момента на остальном участке пути.

П р и м е ч а н и е– За максимальное значение крутящего момента принято наибольшее значение момента в диапазоне настройки крутящего момента на выходном валу, приведенное в таблицах 2, 3, 4.

При пуско-наладочных работах допускается повторно-кратковременный режим работы S4 по ГОСТ Р 52776-2007 с числом включений до 60 в час, продолжительностью включения (ПВ) до 25% и нагрузке на выходном валу 0,6 максимального значения.

При реверсировании интервал времени между выключением и включением на обратное направление должен быть не менее 50 мс.

1.2.3 Уровень акустического шума, производимый приводами ПЭМ-А-IIВТ4, ПЭМ2-А-IIВТ4, ПЭМ-Б-IIВТ4, ПЭМ2-Б-IIВТ4 не превышает 80 дБА, приводами ПЭМ2-В-IIВТ4 - 85 дБА на расстоянии 1 м от корпуса по ГОСТ 12.1.003-83.

1.2.4 По защищенности от попадания внутрь приводов твердых тел (пыли) и воды приводы ПЭМ-А-IIВТ4, ПЭМ2-А-IIВТ4, ПЭМ-Б-IIВТ4 и ПЭМ2-Б-IIВТ4 имеют степень защиты IP 55, категорию оболочки 2 по ГОСТ 14254-96, приводы ПЭМ2-В-IIВТ4 - IP 67.

1.2.5 Приводы не предназначены для работы в средах, содержащих агрессивные пары, газы и вещества, вызывающие разрушение покрытий, изоляции и материалов.

*Здесь и далее технические параметры даются справочно для обеспечения правильной настройки и дальнейшей эксплуатации приводов.

1.2.6 Приводы устойчивы и прочны к воздействию синусоидальных вибраций по группе V1 ГОСТ Р 52931-2008.

1.2.7 Выбег выходного вала приводов ПЭМ-А-IIВТ4, ПЭМ2-А-IIВТ4, ПЭМ-Б-IIВТ4 и ПЭМ2-Б-IIВТ4 при отсутствии нагрузки, привода ПЭМ2-В-IIВТ4 с нагрузкой от 0,33 до 0.6 Мmax, на выходном валу и номинальном напряжении питания не должен быть более 5 % одного оборота выходного вала при частоте вращения выходного вала привода до 25 об/мин и не более 10 % при частоте вращения выходного вала свыше 25 об/мин.

1.2.8 Габаритные и присоединительные размеры приводов приведены в приложении А.

1.2.9 Приводы обеспечивают фиксацию положения выходного вала при максимальной нагрузке и отсутствии напряжения питания.

1.2.10 Усилие на ручке ручного привода при максимальной нагрузке на выходном валу не должно превышать 200 Н для приводов ПЭМ-А-IIВТ4 ПЭМ2-А-IIВТ4, 300 Н для приводов ПЭМ-Б-IIВТ4 и ПЭМ2-Б-IIВТ4, 450 Н для приводов ПЭМ2-В-IIВТ4 при дожатии.

1.2.11 Приводы относятся к ремонтопригодным, одноканальным, однофункциональным изделиям.

1.2.12 Среднее время восстановления работоспособного состояния приводов должно быть не более 2 ч.

1.2.13 Средний срок службы приводов должен быть не менее 15 лет.

Полный назначенный ресурс – 10000 циклов.

1.3 Состав и устройство привода

1.3.1 Приводы ПЭМ-А–IIВТ4, ПЭМ2-А–IIВТ4, ПЭМ-Б–IIВТ4, ПЭМ2-Б–IIВТ4 состоят из следующих основных узлов (приложение Б): электродвигателя 1, полумуфт 2 и 3, механического тормоза 4, приставки 5, болта заземления 8, планетарной передачи 9, корпуса редуктора 11, выходного вала 14, ограничителя крутящего момента 31 (в дальнейшем - ограничитель момента), маховика ручного привода 35, крышек, шестерни 40 и полумуфты 41, а также:

  • одного из блоков сигнализации положения 18 БСПТ-IIВТ6, БСПР-IIВТ6 или БСПМ-IIВТ6 в приводах ПЭМ-А-IIВТ4 и ПЭМ-Б-IIВТ4;
  • блока концевых выключателей 18 БКВ в приводах ПЭМ2-А-IIВТ4 и ПЭМ2-Б-IIВТ4.

П р и м е ч а н и е – Шестерня 40 и полумуфта 41 применяются только в приводах исполнения ПЭМ-А20–IIВТ4... ПЭМ-А35–IIВТ4, ПЭМ2-А20М–IIВТ4... ПЭМ2-А23М–IIВТ4, ПЭМ2-А28М–IIВТ4... ПЭМ2-А31М–IIВТ4 для получения частоты вращения выходного вала 12 об/мин.

Планетарная передача 9 (приложение Е) выполнена двухступенчатой и состоит из: центрального колеса 17 вала-шестерни 22, сателлитов 8, втулки 11, осей 12, водила 13, радиальных подшипников 9 и 15.

Ручной привод состоит: из набора тарельчатых пружин 23 (приложение Б), червяка 34 и маховика 35, установленного подвижно на валу.

Ограничитель момента 31 состоит из: пружины 26, блокирующих кулачков 30, кулачков настроечных 27, рычагов 25, микровыключателей 32, и указателей 33.

Приводы ПЭМ2-В–IIВТ4 (приложение В) состоят из следующих узлов: двигателя 1, полумуфты 2, муфты обгонной 3, редуктора 4, крышки 5, корпуса 6, планетарной передачи 7, выходного вала 8, блока датчиков 13.

Ручной привод (приложение Г) состоит из: вала ручного привода 1, червяка 2, стакана 3, набора пружин 4, подшипников 7 и 8.

В блок датчиков (приложение Д) входят ограничитель крутящего момента и блок концевых выключателей, состоящие из: кулачков настроечных (моментных) 1, рычагов 2, вала блокирующего 3, коромысла 4, микровыключателей 5, редуктора предварительного 6, шестерни 7, муфты фрикционной 8, блока концевых выключателей БКВ-Ш 11, кнопок местного управления 12 (опция).

Для герметизации внутренних полостей привода в местах подвижных соединений деталей предусмотрены уплотнительные устройства.

1.3.2 Корпус редуктора является основным несущим узлом, на котором устанавливаются все остальные узлы, входящие в привод.

1.3.3 Планетарная передача выполнена таким образом, что позволяет вращать маховик в приводах ПЭМ-А-IIВТ4, ПЭМ2-А-IIВТ4, ПЭМ-Б-IIВТ4, ПЭМ2-Б-IIВТ4, (ручку в приводах ПЭМ2-В-IIВТ4) ручного привода независимо от нахождения электродвигателя привода во включенном или отключенном состоянии.

1.3.4 В приводах применены взрывозащищенные асинхронные двигатели согласно таблицам 2, 3 и 4.

Технические характеристики двигателей приведены в таблице 5, в их руководствах по эксплуатации и паспортах.

Таблица 5

Тип двигателя

Номинальная мощность,

кВт

Номинальный ток,

А

Отношение пускового тока к номинальному

Отношение пускового момента

к номинальному

Номинальная частота вращения,

об/мин

ДАТ63А6-НВТ4

0,18

0,75

3

1,8

900

ДАТ63В6-ИВТ4

0,25

0,88

 

 

 

АИМ-А80Э4

0,55

1,7

4,3

 

1450

АИМ-А80L4

1,1

3,3

4,6

2,0

1415

АИМ-А80В4

1,5

4,5

4,8

 

1350

ДАТ90L4-IIВТ4

2.2

5,2

6,0

 

1380

ДАТ100L4-IIВТ4

4.0

8,5

6,0

2,1

1410

ДАТ71А4-ИВТ4

0,55

1,8

5,0

2,3

1360

ДАТ80А4-ИВТ4

1,1

3,03

5,0

2,5

1395

Подключение силовых цепей питания двигателя осуществляется через его вводное устройство с сальниковым уплотнением силового кабеля. Концы кабеля подсоединяются к токоведущим шпилькам, размещенным в проходных изоляторах вводного устройства.

Двигатели ДАТ 63А6–IIВТ4, ДАТ 63В6–IIВТ4, ДАТ 71А4-IIВТ4, ДАТ80А4-IIВТ4, ДАТ90L4-IIВТ4, ДАТ100L4-IIВТ4 (в дальнейшем – двигатель ДАТ–IIВТ4) снабжены датчиками температуры обмоток, которые могут быть использованы для защиты двигателя от перегрева, например, при использовании блока тепловой защиты БТЗ, устанавливаемого во взрывобезопасной зоне.

Устройство, принцип работы, порядок подсоединения силового кабеля приведены в руководстве по эксплуатации двигателя, входящем в комплект поставки привода.

1.3.5 Блоки БСПТ-IIВТ6 и БСПР-IIВТ6 обеспечивают:

  • дистанционное указание положения рабочего органа арматуры по токовому сигналу 4-20 или 0-20, или 0-5 мА для приводов с токовым блоком сигнализации положения, или по сигналу электрического сопротивления 0-1 кОм для приводов с реостатным блоком сигнализации положения;
  • сигнализацию и (или) отключение привода в крайних или промежуточных положениях.

В блоке БСПТ-IIВТ6 установлено два концевых и два путевых микровыключателя и токовый датчик, в блоке БСПР-IIВТ6 – два концевых и два путевых микровыключателя и резистор.

Дифференциальный ход микровыключателей должен быть не более 4% полного хода выходного вала привода.

Питание блока БСПТ-IIВТ6 осуществляется постоянным или переменным током напряжением 18-36В, блока БСПР-IIВТ6 – постоянным или переменным током напряжением до 22В.

Для питания блока БСПТ-IIВТ6 может быть использован блок питания БП-24 (далее – блок БП-24).

Параметры питания блока БП-24 – однофазная сеть переменного тока 220В частоты 50Гц или 220В частоты 60Гц.

Мощность, потребляемая БП-24 от сети, – не более 11ВA.

П р и м е ч а н и я

1 Выходной сигнал блока БСПТ-IIВТ6 гальванически отделен от цепей питания.

2 БП-24 не входит в комплект привода. Необходимость поставки БП-24 оговаривается в заказе.

3 От одного блока БП-24 могут запитываться 3 блока БСПТ-IIВТ6.

1.3.6 Блок БСПМ-IIВТ6 в приводах ПЭМ-IIВТ4 обеспечивает сигнализацию и отключение привода в крайних или промежуточных положениях.

В блоке БСПМ-IIВТ6 установлено два концевых и два путевых микровыключателя.

Подключение внешних электрических цепей управления и сигнализации положения выходного вала осуществляется через вводное устройство блока БСПТ-IIВT6, БСПР-IIВT6 или БСПМ-IIВT6 (далее – блок БСП-IIВТ6) с сальниковым уплотнением вводимого кабеля.

Устройство, технические данные, настройка и подключение блока приведены в руководстве по эксплуатации блока, входящем в комплект поставки привода.

1.3.7 Блок БКВ в приводах ПЭМ2-IIВТ4 обеспечивает отключение привода в крайних положениях при помощи двух концевых микровыключателей, которые не содержат собственных источников питания.

Микровыключатели подключаются к переключающему усилителю MS1-22EXO-R/230VAC двухканальному фирмы TURСK (в дальнейшем – MS) c искробезопасной цепью с маркировкой взрывозащиты «[Ехia] IICx».

1.3.8 Привод оснащен ограничителем момента двухстороннего действия (в направлениях ЗАКРЫТО и ОТКРЫТО рабочего органа арматуры) для отключения двигателя привода при достижении на выходном валу привода момента больше настроенного значения.

Регулирование ограничителя момента двухстороннего действия раздельное в сторону закрытия и сторону открытия арматуры и производится в диапазоне настройки крутящего момента на выходном валу согласно таблицам 2, 3 и 4.

Конструкция ограничителя момента обеспечивает бесступенчатое регулирование величины момента срабатывания.

Для предотвращения отключения двигателя ограничителем момента при трогании запорного органа арматуры из положения ОТКРЫТО и из положения ЗАКРЫТО, в приводах предусмотрены блокирующие устройства. Настройка величины хода выходного вала до момента разблокирования в приводах ПЭМ-А-IIВТ4, ПЭМ2-А-IIВТ4, ПЭМ-Б-IIВТ4 и ПЭМ2-Б-IIВТ4 производится потребителем. В приводах ПЭМ2-В-IIВТ4 блокировка отключения двигателя при трогании запорного органа арматуры осуществляется автоматически из любого положения и составляет не более 5% полного хода.

1.3.9 В ограничителе момента приводов использованы микровыключатели, не содержащие собственных источников питания. Микровыключатели ограничителя момента подключаются к переключающим усилителям MS1-12EXO-R/230VAC одноканальным фирмы TURСK с искробезопасной цепью с маркировкой взрывозащиты «[Exia]IICX».

Допускается вместо одноканального усилителя MS1-12EXO-R/230VAC использовать двухканальный усилитель MS1-22EXO-R/230VAC, схему подключения см. рисунок Ж8.

Усилители MS обеспечивают искровзрывозащиту цепей микровыключателей, ограничителя момента и блока БКВ

П р и м е ч а н и я

1 Необходимые параметры линии связи между усилителями MS и микровыключателями ограничителя момента и микровыключателями блока БКВ:

  • индуктивность -≤ 1 мГн;
  • емкость -≤ 0,5 мкФ.

2 Напряжение питания микровыключателей ≤ 11В, ток ≤ 55 мА.

Запрещается подключение любых цепей к микровыключателям ограничителя момента и блока БКВ, минуя усилители МS.

1.4 Работа приводов

При работе приводов вращение выходному валу может передаваться от электродвигателя или от ручного привода.

1.4.1 В приводах ПЭМ-А-IIВТ4, ПЭМ2-А-IIВТ4, ПЭМ-Б-IIВТ4, ПЭМ2-Б-IIВТ4 при включении электродвигателя 1 (приложение Б) в сеть происходит расцепление тормоза механического 3 (приложение И). С вала 5 через зубчатую передачу 8 (на выходе которой расположена вал-шестерня 31) вращение передается сателлитам 7 планетарной передачи, а затем через водило 6 выходному валу 10.

С вала 10 (приложение И). через червячную передачу 32 вращение передается валу промежуточному 11 и зубчатой передаче 12 (в приложении Б зубчатые колеса 15 и 42), блоку БСП-IIВТ6 (БКВ). Механический тормоз 3 предусмотрен для ограничения величины выбега выходного вала. При работе двигателя шарики 30 тормоза (приложение Е) отжимают тормозной диск 25 от поверхности диска 26, при этом растормаживается вал 5.

После остановки двигателя пружина возвращает тормозной диск 25 в исходное положение, и затормаживается вал 5.

При работе от ручного привода вращение от маховика 35 (приложение Б), червяка 34 передается центральному колесу 17(приложение Е)., находящемуся с ним в зацеплении наружными зубьями, затем сателлитам 8, которые через водило 13 передают движение выходному валу 14 (приложение Б).

1.4.2 В приводах ПЭМ2-В-IIВТ4 при включении двигателя 1 (приложение В) в сеть выступы полумуфты 2 отжимают ролики муфты обгонной 3, и вращение передается входному валу редуктора, а затем через зубчатые зацепления 10 и планетарную передачу 7– выходному валу 8. С выходного вала 10 (Приложение К) через зубчатую передачу 11 вращение передается датчику положения 28. С червяка ручного привода реечной передачей 14 вращение передается датчику момента.

Обгонная муфта двухстороннего действия 4 предусмотрена для предотвращения перемещения выходного вала 10 от усилия запорного органа при отсутствии напряжения на двигателе привода. После остановки электродвигателя 1 пружины муфты возвращают ролики 3 в исходное положение, и входной вал 5 редуктора затормаживается.

При работе ручного привода вращение от ручки (приложение Г) через вал 1 ручного привода, червяк 2 передается колесу зубчатому, находящемуся с ним в зацеплении наружными зубьями, затем через планетарную передачу 7 (приложение В) движение передается выходному валу 8.

1.4.3 Работа ограничителя крутящего момента ПЭМ-А-IIВТ4, ПЭМ2-А-IIВТ4, ПЭМ-Б-IIВТ4, ПЭМ2-Б-IIВТ4

1.4.3.1 При достижении на запорном устройстве арматуры в положении ЗАКРЫТО или ОТКРЫТО или в любом промежуточном положении предельной величины крутящего момента, равной установленному на настроечных кулачках значению момента срабатывания, выходной вал 10 и водило 6 (приложение И) останавливаются. Так как электродвигатель остается подключенным к сети, то крутящий момент от вала электродвигателя передается через сателлиты 7 колесу 9, которое заставит переместиться червяк 16 в осевом направлении. Осевое движение червяка преобразуется в угловое перемещение рычагов 21 или 22, а затем рычагов 28 или 29 под действием пружины 23. Перемещаясь, рычаг 28 или 29 прижимает соответственно толкатель микровыключателя 24 или 25 к одному из настроечных кулачков 26, вызывая переключение контактов микровыключателей, и через переключение контактов магнитного пускателя разрыв электрической цепи двигателя.

1.4.3.2 Настройка ограничителя крутящего момента (приложение Л)

При настройке крутящего момента следует руководствоваться графиком настройки срабатывания ограничителей крутящего момента на выходном валу привода, приведенным в паспорте привода. Для определения деления на шкале кулачка, соответствующего необходимому моменту отключения электродвигателя, надо на графике по оси ординат найти точку, соответствующую необходимому моменту, и от неё провести горизонтальную линию до пересечения с наклонной линией. Из точки пересечения опустить перпендикуляр на ось абсцисс с делениями шкалы настроечного кулачка.

Для настройки ограничителя необходимо:

  • ослабить винты 8 на 0,2-0,3 оборота;
  • повернуть настроечный кулачок 6 по стрелке и установить его на соответствующее деление шкалы.

После настройки ограничителя затянуть винты 8.

П р и м е ч а н и я

1 Приводы поставляются с ограничителями наибольшего момента, настроенными на отключение при минимальном значении крутящего момента или значении момента, указанном в заказе, о чем записано в паспорте изделия.

2 Настроенная величина крутящего момента зависит от зазора S между толкателем микровыключателя и настроечным кулачком. Чем больше зазор, тем больше величина крутящего момента на выходном валу.

1.4.3.3 Настройка блокирующих кулачков привода в положениях рабочего органа арматуры ЗАКРЫТО - ОТКРЫТО.

Для приводов типа ПЭМ-А-IIВТ4 и ПЭМ2-А-IIВТ4 (приложение Л, рисунок Л.1).

Настройку блокирующих кулачков 1,2 выполнять следующим образом:

  • установить рабочий орган арматуры в положении ЗАКРЫТО;
  • произвести блокирование рычага с микровыключателем, срабатывающем в положении ОТКРЫТО, для чего ослабить гайку 3 и подвести «носик» блокирующего кулачка 2 против часовой стрелки до касания с рычагом 4 и затянуть гайку 3;
  • установить рабочий орган арматуры в положение ОТКРЫТО;
  • произвести блокирование рычага с микровыключателем, срабатывающем в положении ЗАКРЫТО, для чего ослабить гайку 3 и подвести «носик» блокирующего кулачка 1 по часовой стрелке до касания с рычагом 5 и затянуть гайку 3.

П р и м е ч а н и е- Для обоих положений рабочего органа арматуры перед затяжкой гайки 3 убедиться в наличии зазора «S» между толкателем микровыключателя и настроечным кулачком 6. Чем больше зазор, тем больше задержка по времени срабатывания ограничителя при пуске привода.

В приводах типа ПЭМ-Б-IIВТ4 и ПЭМ2-Б-IIВТ4 (приложение Л, рисунок Л.2) в положении рабочего органа арматуры ЗАКРЫТО настройку блокирующих кулачков производить аналогично изложенному выше, только «носик» блокирующего кулачка 2 необходимо завести до касания с рычагом 4 с микровыключателем ОТКРЫТО по часовой стрелке, после чего затянуть гайку 3.

В положении рабочего органа арматуры ЗАКРЫТО настройку блокирующих кулачков производить аналогично изложенному выше, только «Носик» блокирующего кулачка 1 завести до касания с рычагом 5 с микровыключателем ЗАКРЫТО против часовой стрелки, после чего затянуть гайку 3.

В н и м а н и е! До настройки исходного положения блокирующих кулачков все включения в работу электродвигателя привода и работа привода должны производиться при ослабленной гайке 3 блокирующих кулачков.

Если настройка блокирующих кулачков не требуется, рекомендуется их снять.

1.4.4 Работа ограничителя крутящего момента приводов ПЭМ2-В-IIВТ4

1.4.4.1 При достижении на запорном устройстве арматуры положения «Закрыто» или «Открыто» или в любом промежуточном положении предельной величины крутящего момента, равной установленному на настроечных кулачках значению момента срабатывания, выходной вал 10 и водило 6 (приложение К) останавливаются. Так как двигатель остается подключенным к сети, то крутящий момент от вала двигателя передается через сателлиты 7 колесу 9, которое заставит переместиться червяк 16 в осевом направлении. Осевое движение червяка преобразуется через реечную передачу 14 в угловое перемещение вала 19, а затем вала кулачков 22. Кулачки 24 жестко закреплены на валу. Перемещаясь вместе с валом, кулачки через рычаги 25 воздействуют на микровыключатели 26, переключая контакты микровыключателей, и через магнитный пускатель разрывает электрическую цепь двигателя.

1.4.4.2 Настройка ограничителя крутящего момента (приложение М)

При настройке крутящего момента (в соответствии с техническими условиями на арматуру) следует руководствоваться графиком настройки срабатывания датчика момента на выходном валу привода, приведенным в паспорте привода. Для определения деления на шкале кулачка, соответствующего необходимому моменту отключения двигателя, надо на графике по оси ординат найти точку, соответствующую необходимому моменту, и от неё провести горизонтальную линию до пересечения с наклонной линией. Из точки пересечения опустить перпендикуляр на ось абсцисс с делениями шкалы настроечного кулачка.

Для настройки ограничителя крутящего момента необходимо:

  • ослабить гайку 1 и винты 2 на 0,5-1 оборот;
  • повернуть ручной привод на 2-3 оборота в сторону вращения выходного вала на открытие (против часовой стрелки при взгляде на конец выходного вала со стороны торца);
  • повернуть вручную кулачок настроечный «ОТКР» 5 в положение, при котором риска указателя положения 7 будет находиться напротив деления на шкале кулачка, соответствующего необходимому моменту. Для более точной настройки во время поворота кулачка необходимо повернуть вал 4 до упора против часовой стрелки и удерживать его в этом положении;
  • затянуть винт 2 кулачка 5;
  • повернуть ручной привод на 2-3 оборота в сторону вращения выходного вала на закрытие (по часовой стрелке при взгляде на конец выходного вала со стороны торца);
  • повернуть вручную кулачок настроечный «ЗАКР» 6 в положение, при котором риска указателя положения 8 будет находиться напротив деления на шкале кулачка, соответствующего необходимому моменту. Для более точной настройки во время поворота кулачка необходимо повернуть вал 4 до упора по часовой стрелке и удерживать его в этом положении;
  • затянуть винт 2 кулачка 6;
  • затянуть гайку 1

Внимание! Во избежание поломки при затягивании гайки 1 необходимо неподвижно удерживать вал кулачков 4.

1.4.4.3 Блокирование ограничителя момента осуществляется автоматически в момент пуска двигателя в любом положении запорного органа. Блокирование осуществляется валом 23 (приложение К). Вал имеет специальные лыски, которые не позволяют рычагам 25 в определенном положении вала воздействовать на микровыключатели 26. Поворотом вала 23 управляет коромысло 21, которое через фрикционную муфту 31 связано с валом 29. Разблокирование происходит в момент реверсирования двигателя. Величина ход выходного вала, в пределах которого блокируются микровыключатели ограничителя момента блокирования зависит от настроенного диапазона датчика положения, определяемого положением шестерни 7 (приложение Д) на валу 9 и составляет:

  • 108 градусов для диапазона 6-18 оборотов;
  • 216 градусов для диапазона 18-36 оборотов;
  • 648 градусов для диапазона 36-108 оборота;
  • 1269 градусов для диапазона 108-216 оборота.

Изменение положения шестерни 7 осуществляется путем поворота фиксатора 13 против часовой стрелки до выхода его из канавки на валу 9 и перемещением её (шестерни 7) вдоль оси вала 9 с фиксацией в канавке необходимого диапазона. Канавки (1 – 6) на валу соответствуют диапазонам настройки датчика положения, отсчет идет снизу.

Внимание! Перед первым пуском привода необходимо убедиться, что вал, блокирующий 3 (приложение М) находится в одном из крайних положений («О» при пуске на закрытие или «З» при пуске на открытие). При необходимости выставить вручную.

1.5 Электрическая схема управления

1.5.1 Электрическая схема приводов и схема электрического управления приводами приведены в приложении Ж.

Для того чтобы отключение двигателя в сторону закрытия происходило в результате срабатывания микровыключателя S6 ограничителя крутящего момента необходимо замкнуть перемычками (или не подключать) контакты 2 –3 блока БСП-IIВТ6 (14 и 13 блока БКВ).

При необходимости создания уплотнения в сторону открытия контакты 5 и 6 блока БСП-IIВТ6 закорачиваются перемычками (или не подключаются), и отключение двигателя происходит от микровыключателя ограничителя крутящего момента S5 (4 и 3 блока БКВ).

Контакты микровыключателей S5 и S6 после срабатывания возвращаются в первоначальное положение при вращении приводного вала в обратную сторону. Если уплотнение в сторону ОТКРЫТИЯ или ЗАКРЫТИЯ арматуры не требуется, отключение двигателя происходит в результате срабатывания концевых микровыключателей S3 или S4 соответственно.

1.5.2 Управление приводом возможно, как контактное при помощи электромагнитного пускателя типа ПМЛ, так и бесконтактное при помощи пускателя бесконтактного реверсивного типа ПБР-3А или усилителя тиристорного трехпозиционного типа ФЦ-0610.

1.6 Маркировка

1.6.1 Маркировка привода соответствует ГОСТ Р 51330.0-99, ГОСТ Р 51330.1-99 и ГОСТ 18620-86. На табличке, установленной на привод, фотохимическим способом нанесены следующие данные:

  • товарный знак предприятия-изготовителя;
  • надпись "Сделано в России» на русском или английском языке;
  • условное обозначение привода;
  • номинальное напряжение питания, В;
  • частота тока, Гц;
  • степень защиты по ГОСТ 14254-96;
  • рабочий диапазон температур окружающей среды привода;
  • название или знак органа сертификации;
  • номер привода по системе нумерации предприятия-изготовителя;
  • год изготовления.

На крышке ограничителей момента и на крышке блока БКВ-Ш (для приводов ПЭМ2-IIВТ4) установлены таблички с надписью «Искробезопасные цепи».

Привод, в зависимости от типа, имеет на корпусе маркировку вида взрывозащиты:

  • 1ЕхiadIIВТ4 для приводов ПЭМ-А-IIВТ4, ПЭМ2-А-IIВТ4, ПЭМ-Б-IIВТ4, ПЭМ2-Б-IIВТ4, ПЭМ2-В-IIВТ4;
  • 1ЕхiaedIIВТ4 для приводов ПЭМ-Б-IIВТ4, ПЭМ2-Б-IIВТ4.

1.6.2 Маркировка должна сохраняться в пределах срока службы привода.

1.7 Обеспечение взрывозащищенности привода

Привод изготавливается с уровнем взрывозащиты «взрывобезопасный» с видом взрывозащиты "взрывонепроницаемая оболочка" и «искробезопасная электрическая цепь» по ГОСТ Р 51330.0-99, ГОСТ Р 51330.1-99 и ГОСТ Р 51330.10-99, маркировка взрывозащиты согласно 1.6.1.

Двигатели имеют уровень взрывозащиты «взрывобезопасный» с видом взрывозащиты «взрывонепроницаемая оболочка», маркировка взрывозащиты двигателя:

  • ДАТ -IIВТ4 - 1ЕхdIIВТ4;
  • АИМ-А80S4, АИМ-А80L4, АИМ-А80В4 - 1ЕхеdIIВТ4.

Блок БСП-IIВТ6 имеет уровень взрывозащиты «взрывобезопасный» с видом взрывозащиты "взрывонепроницаемая оболочка", маркировка взрывозащиты – "IЕхdIIВТ6".

Ограничитель момента с микровыключателями в комплекте с переключающим усилителем MS имеют вид взрывозащиты «искробезопасная электрическая цепь», маркировка взрывозащиты – "[Ехiа]IICX".

Блок БКВ с микровыключателями в комплекте с переключающим усилителем MS имеют вид взрывозащиты «искробезопасная электрическая цепь», маркировка взрывозащиты – "[Ехiа]IICX".

Запрещается подключение любых цепей к микровыключателям ограничителя момента и блока БКВ, минуя усилители МS.

Меры по обеспечению взрывозащиты блока БСП-IIВТ6 и двигателей приведены в руководствах по эксплуатации этих изделий.

Заземляющие зажимы привода, двигателей и блока БСП-IIВТ6 выполнены в соответствии с требованиями ГОСТ 21130-75.

Места заземления указаны в руководствах по эксплуатации этих изделий.

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

2.1. Подготовка изделия к использованию

2.1.1 Объем и последовательность внешнего осмотра приводов.

Приводы отправляются с предприятия-изготовителя в законсервированном виде и упакованными в тару.

Получив груз, следует убедиться в полной сохранности тары. При наличии повреждений составьте акт в установленном порядке и обратитесь с рекламацией к транспортной организации.

Расконсервацию следует проводить перед установкой на арматуру.

Распакуйте ящик и выньте привод. Осмотрите привод и убедитесь в отсутствии внешних повреждений. Проверьте комплектность поставки привода в соответствии с паспортом.

При этом следует обратить внимание на:

  • маркировку взрывозащиты и предупреждающие надписи;
  • отсутствие повреждений взрывонепроницаемых оболочек двигателя и блока;
  • наличие всех крепежных элементов.

Проверить в приводах с помощью маховика 35 ручного привода (приложение Б) или ручки 11 ручного привода (приложение В) легкость вращения выходного вала привода, повернув его на несколько оборотов от первоначального положения. Выходной вал должен вращаться плавно, без заеданий.

Тщательно зачистить места присоединения заземляющих проводников, подсоединить проводник и затянуть болт. В качестве заземляющего проводника использовать медный провод сечением не менее 4 мм². Проверить сопротивление заземляющего устройства, оно должно быть не более 10 Ом.

Место подсоединения проводника защитить от коррозии нанесением консистентной смазки.

Подать напряжение питания на клеммы U, V, W (приложение Ж), при этом выходной вал должен прийти в движение. Поменять местами концы проводов, подключенные к клеммам V и W, при этом выходной вал должен прийти в движение в другую сторону.

2.1.2 Привод должен устанавливаться в помещениях или наружных установках, расположенных под навесом, согласно указаниям раздела “Назначение изделия”. Прежде чем приступить к установке привода на арматуру необходимо выполнить следующие МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

  • эксплуатацию привода разрешается проводить лицам, имеющим допуск к эксплуатации электроустановок напряжением 1000 В, и ознакомившимися с настоящим руководством по эксплуатации, и руководством по эксплуатации на блок сигнализации положения, входящих в комплект поставки;
  • все работы по установке и подключению приводов производить при полностью снятом напряжении питания;
  • на щите управления необходимо укрепить табличку с надписью "Не включать – работают люди";
  • корпус привода, двигателя и блока сигнализации положения должны быть заземлены;
  • работы с приводами производить только исправным инструментом;
  • если при проверке на какие-либо электрические цепи приводов подается напряжение, то не следует касаться токоведущих частей;
  • эксплуатация приводов должна осуществляться при наличии инструкции по технике безопасности, учитывающей специфику соответствующего производства и утвержденной руководством предприятия-потребителя.

2.1.3 Обеспечение взрывозащищенности при подготовке приводов к использованию

2.1.3.1 Для обеспечения взрывозащищенности необходимо руководствоваться:

  • настоящим руководством по эксплуатации;
  • руководством по эксплуатации двигателя;
  • руководством по эксплуатации блока сигнализации положения;
  • руководством по эксплуатации переключающего усилителя MS;
  • руководством по эксплуатации блока тепловой защиты (БТЗ), если блок поставляется вместе с приводом.

2.1.3.2 Проверку на работоспособность проводить во взрывобезопасном помещении.

2.1.3.3 Установка приводов должна производиться в местах, исключающих возможность его соударения с любыми металлическими частями, могущими вызвать искрообразование и воспламенение взрывоопасной среды.

2.1.3.4 Заземление двигателя, блока сигнализации положения, усилителя MS произвести в соответствии с эксплуатационной документацией на эти изделия.

2.1.3.5 Установку блока БП-24, устройств пуска приводов, переключающих усилителей МS и БТЗ, производить вне взрывоопасных зон помещений и наружных установок.

2.1.4 Порядок действия обслуживающего персонала при монтаже привода

Прежде чем приступить к установке привода на арматуру необходимо выполнить меры безопасности, приведенные в 2.1.2 настоящего руководства.

2.1.5 Установить привод на арматуру. При этом следует предусмотреть свободный подход к блоку БСП-IIВТ6 (БКВ), ручному приводу и ограничителю момента для технического обслуживания привода.

2.1.6 Заземлить привод.

2.1.7 Подключить кабель питания к двигателю привода через его вводное устройство согласно схеме приложения Ж. Порядок подключения приведен в руководстве по эксплуатации двигателей.

Подключить кабель управления к блоку БСП-IIВТ6 (БКВ).

Подключить кабель цепей ограничителя момента.

Подключить усилители MS.

Сечение жил проводников, подключаемых к усилителям MS, должно быть 2х2,5 мм² или 2х1,5 мм². Цепи связи между усилителями МS и микровыключателями на приводе являются искробезопасными и не должны проходить в одном кабеле с обычными (искроопасными) или силовыми цепями. Усилители MS допускают крепление на 35 мм DIN рейку или винтами на стенку.

П р и м е ч а н и е –Цепи управления блока БКВ и ограничителя момента приводов типа ПЭМ2-IIВТ4 должны быть подключены при помощи одного кабеля.

Проверить соответствие линии связи требованиям, изложенным в 1.3.9.

2.1.8 Произвести настройку привода.

При этом необходимо иметь в виду, что арматура, на которой возможна установка приводов, по способу уплотнения делится на три вида:

  • арматура, не требующая принудительного уплотнения в положениях ЗАКРЫТО и ОТКРЫТО;
  • арматура, требующая принудительного уплотнения только в положении ЗАКРЫТО;
  • арматура, требующая принудительного уплотнения в положениях ЗАКРЫТО и ОТКРЫТО.

В приводах, установленных на арматуру первого вида:

  • отрегулировать концевые микровыключатели S4 и S3 в блоке БСП-IIВТ6 (БКВ) для автоматического отключения привода и сигнализации крайних положений запорного устройства арматуры;
  • настроить ограничители момента на максимальный момент для данного типа арматуры в сторону открытия и закрытия;

В данном случае ограничитель момента играет роль предохранительного устройства на случай аварийного заедания рабочего органа арматуры или отказа концевых микровыключателей в крайних положениях.

В приводах, установленных на арматуру второго вида:

  • отрегулировать ограничитель момента для автоматического отключения привода микровыключателем S6 в положении ЗАКРЫТО и на случай аварийной перегрузки при движении рабочего органа арматуры в сторону закрытия;
  • настроить концевой микровыключатель S4 на сигнализацию положения ЗАКРЫТО и на отключение привода микровыключателем S3 при достижении рабочим органом арматуры положения ОТКРЫТО;
  • настроить ограничитель момента в сторону открытия на максимальный момент на случай аварийной перегрузки в пределах рабочего хода.

В приводах, установленных на арматуру третьего вида:

  • настроить ограничитель момента на величины, требуемые для отключения привода в положениях ЗАКРЫТО, ОТКРЫТО или в случае аварийной перегрузки в пределах рабочего хода. Замкните контакты 2 и 3, 5 и 6 клеммной колодки Х1 блока БСП-IIВТ6 (розетки разъема Х1 блока БКВ) (микровыключатели S4 и S3);
  • настроить концевые микровыключатели S4 и S3 на сигнализацию крайних положений.

Регулировку концевых микровыключателей проводить в следующем порядке:

  • вращением маховика (или ручки), перевести запорное устройство до полного открытия арматуры;
  • вращать маховик (или ручку) в обратную сторону так, чтобы рабочий орган переместился на 3-5% от хода арматуры;
  • ослабить крепление упора, воздействующего на концевой микровыключатель S3 и переместить упор до срабатывания (щелчка) контакта и получения сигнала на пульте управления, закрепить упор;
  • вращением маховика (или ручки), закрыть арматуру;
  • переместить рабочий орган в обратном направлении на 5-10% хода арматуры;
  • ослабить крепление упора, воздействующего на конечный микровыключатель S4, и переместить упор до срабатывания (щелчка) контакта и получения сигнала на пульте управления, закрепить упор;
  • проверить ручным дублером настройку привода в положении ЗАКРЫТО, ОТКРЫТО.

Настройку и регулировку ограничителя момента проводить согласно 1.4.3.

Проверить настройку сигнализации на пульте управления, произведя 2-3 запуска привода в обоих направлениях.

Настройку микровыключателей S4 и S3 блока БСП-IIВТ6 (БКВ) производить в соответствии с его руководством по эксплуатации.

Пробным включением проверить работоспособность привода в обоих направлениях, сделав 2-3 цикла ОТКРЫТО – ЗАКРЫТО.

П р и м е ч а н и е - При настройке блока БКВ в приводах типа ПЭМ2-Б1М-IIВТ4 и ПЭМ2-Б4М-IIВТ4 необходимо в отверстия любого кулачка, воздействующего на кнопку микровыключателя, вставить ключ из комплекта поставки и гаечным ключом S13 отвернуть гайку крепления кулачков (см. руководство ЯЛБИ.304281.001РЭ). Далее настройку блока вести согласно указанной инструкции. После настройки каждого из 4-х микровыключателей блока, затяжку гайки производить гаечным ключом S13, удерживая настроенный кулачок ключом из комплекта поставки.

Внимание!

1 Настройку точки срабатывания концевых микровыключателей необходимо проводить на расстоянии 3-5% полного хода от точки выхода рабочего органа на упор.

2 Не допускается двигателем привода перемещать запорное устройство арматуры до конечного положения при ненастроенных микровыключателях. Перемещение запорного органа арматуры должно быть остановлено на растоянии 10-15% полного хода, не доходя до конечного положения, нажатием кнопки СТОП (кнопка SB3 приложение Ж) Далее запорное устройство должно быть приведено в нужное положение при помощи маховика.

3 После настройки ограничителя момента, (блока БКВ в приводе ПЭМ2-IIВТ4) опломбировать крышку, закрывающую отсек узла ограничителя (отсек блока БКВ), согласно приложению Н.

3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

3.1 Меры безопасности

В процессе технического обслуживания должны выполняться меры безопасности, приведенные в разделе 2 настоящего руководства по эксплуатации. Порядок технического обслуживания и проверки работоспособности привода.

Приемка привода после монтажа, организация эксплуатации, соблюдение мероприятий по технике безопасности и ремонт привода должны производиться в полном соответствии с главой 7.3 ПУЭ «Электроустановки во взрывоопасных зонах», ПТЭ и ПТБ.

Приступить к работе с приводом необходимо после изучения данного руководства по эксплуатации и составных частей.

При эксплуатации приводов должно поддерживаться их работоспособное состояние и выполняться все мероприятия в полном соответствии с разделом "Обеспечение взрывозащищенности приводов" настоящего руководства по эксплуатации, а также аналогичных разделов в эксплуатационной документации на двигатель и блок.

В эксплуатации приводы должны подвергаться систематическому внешнему осмотру, а также профилактическому осмотру и ремонту. Техническое обслуживание двигателя, блоков БСП-IIВТ6, БКВ и усилителей МS должно проводиться согласно руководствам по эксплуатации на эти изделия. При внешнем осмотре необходимо проверять:

  • целостность корпусов редуктора, двигателя и блока БСП-IIВТ6, крышек, вводных устройств двигателя и блока БСП-IIВТ6 (БКВ), отсутствие на них вмятин, коррозии и других повреждений;
  • наличие всех крепящих деталей и их элементов. Крепежные болты и гайки должны быть равномерно затянуты;
  • пломбировочные элементы должны быть целыми, без повреждений;
  • состояние заземления. Заземляющие зажимы должны быть затянуты, на них не должно быть ржавчины. В случае необходимости зажим очистить и смазать консервационной смазкой.

Эксплуатация приводов с поврежденными деталями и другими неисправностями категорически запрещается: детали заменить или все изделие отправить на ремонт.

3.2 Использование изделия

3.2.1 В процессе эксплуатации привод должен подвергаться профилактическому осмотру, ревизии и ремонту.

3.2.2 Периодичность профилактических осмотров приводов устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в год. Во время профилактических осмотров необходимо производить следующие работы:

  • отключить привод от источника питания, очистить наружные поверхности привода от грязи и пыли;
  • проверить затяжку болтов, крепящих электродвигатель к приводу и привод к арматуре. Болты должны быть равномерно затянуты;
  • проверить состояние заземляющего устройства, в случае необходимости, (при наличии ржавчины) заземляющие элементы очистить и после затяжки болта заземления вновь покрыть консистентной смазкой;
  • проверить настройку конечных и моментных выключателей, в случае необходимости, произвести их подрегулировку.

3.2.3 Через четыре года эксплуатации произвести ревизию привода. Для этого необходимо разобрать привод.

Разборку приводов ПЭМ-А-IIВТ4, ПЭМ2-А-IIВТ4, ПЭМ-Б-IIВТ4, ПЭМ2-Б-IIВТ4 производить в следующем порядке:

  • открутить гайки 22 (приложение Б), снять электродвигатель 1 вместе с корпусом;
  • снять крышку 10 и рычаги 25;
  • замерить длину L тарельчатых пружин 23, которая определяет значения моментов отключения, приведенных на графике в паспорте.
  • снять вал ручного привода с червяком и тарельчатыми пружинами на нем;
  • разобрать часть ручного привода со стороны маховика до червяка включительно, нанести смазку на вал под червяком, а затем собрать ручной привод с тормозом в обратном разборке порядке, выдерживая размер L на тарельчатых пружинах;
  • отвернуть болт 27 (приложение Е), придерживая от вращения полумуфту 28;
  • снять полумуфту 28, соблюдая осторожность от выпадения шариков 30;
  • отвернуть винты 29, снять диск 26 и тормозной диск 25 с пружиной 1;
  • отвернуть гайки, крепящие приставку к корпусу редуктора;
  • снять и разобрать планетарную передачу, промыть и высушить все снятые узлы, детали и подшипники;
  • подшипники, детали планетарной передачи: сателлиты 8 (приложение Е), центральное колесо 17, водило 13, кольцо общее 18 смазать смазкой согласно таблице 5а;
  • собрать планетарную передачу вместе с приставкой и механическим тормозом в порядке, обратном разборке, обеспечивая регулировочными шайбами 24 величину зазора S (приложение Е).

Расход смазки на один привод составляет 200 г.

Внимание! При работе с приводом:

  • исключить попадание смазки на места трения фрикционных деталей механического тормоза и на микровыключатели;
  • съем пружин следует производить пакетом, не меняя их положения между собой.

Таблица 5а

Обозначение привода

Климатическое исполнение

 

 

У2

УХЛ2

ПЭМ-А-11ВТ4,ПЭМ2-А-11ВТ4, ПЭМ-Б-11ВТ4, ПЭМ2-Б-11ВТ4

ЦИАТИМ- 203 ГОСТ 8773-73

AEROSHELL Grease 33 MS

Собрать привод. Настроить ограничитель момента 31 (приложение Б) и электрические ограничители перемещения выходного вала в блоке сигнализации положения.

После сборки привода произвести его обкатку в течение 3 часов. Режим работы при обкатке – по 1.2.2.

Разборку приводов ПЭМ2-В-IIВТ4 производить в следующем порядке:

  • снять электродвигатель (приложение В);
  • открутив болты 15, снять фланец переходный 12;
  • повернув редуктор 4 против часовой стрелки до выхода шестерен 9 и 10 из зацепления, вынуть его из привода. Разобрать редуктор, промыть от старой смазки, нанести новую смазку ЦИАТИМ 203 и собрать в обратном порядке.
  • открутив болты 16, снять фланец крышки 17;
  • открутив болты, снять крышку привода 5, применив съемник;
  • снять выходной вал, применив съемник. Разобрать выходной вал, промыть от старой смазки, нанести новую смазку ЦИАТИМ 203 и собрать в обратном порядке;
  • открутив болты, снять устройство ручного привода (приложение Г).

Открутив резьбовую втулку 9, снять фиксатор 11 с пружиной, вынуть из стакана 3 уплотняющие манжеты и стопорные кольца 12. Разобрать вал червяка, стакан и червяк промыть от старой смазки, нанести новую смазку ЦИАТИМ 203 и собрать в обратном порядке.

Расход смазки на один привод составляет 250 г

Общую сборку привода производить в обратном порядке. После сборки привода произвести его обкатку в течение 3 часов. Режим работы при обкатке – по 1.2.2.

3.2.4 Обслуживание блоков БСП, датчика БКВ, двигателя производить согласно их руководствам по эксплуатации.

3.2.5 Перечень возможных неисправностей и способы их устранения приведены в таблице 6.

Таблица 6

Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки

Вероятная причина

Метод устранения

При достижении затвором арматуры положения ЗАКРЫТО или ОТКРЫТО электродвигатель не отключается.

Разрегулировался упор, воздействующий на конечный микровыключатель, или кулачок ограничителя крутящего момента закрытия (открытия).

Отказал концевой(или путевой) микровыключатель или микровыключатель ограничителя крутящего момента закрытия (открытия).

Немедленно остановите электропривод и отрегулируйте упор, воздействующий на конечный микровыключатель, или кулачок ограничителя крутящего момента закрытия (открытия). Замените концевой (или путевой) микровыключатель или микровыключатель ограничителя крутящего момента закрытия (открытия).

Во время хода рабочего органа арматуры на закрытие привод остановился в промежуточном положении, и на пульте управления загорелась лампа «Ограничитель крутящего момента».

Заедание подвижных частей арматуры или привода.

Включите привод в обратном направлении и проверьте пуск привода в том направлении, в котором произошло заедании. Если при повторном пуске произойдет остановка привода, надо выяснить причину и устранить заедание.

В крайних положениях затвора арматуры не срабатывает концевой выключатель

Разрегулировались упоры.

Отказал микровыключатель.

Отсутствует напряжение в цепи управления.

Отрегулируйте упоры и надежно закрепите их.

Замените микровыключатель.

Проверьте цепь управления и устраните неисправность.

При работе ручным приводом выходной вал не вращается

Нет зазора в шариковой муфте тормоза

 

Отрегулируйте зазорS (приложение Е). Для этого снимите одну регулировочную шайбу 24 из под диска 26.

При закрытии или открытии вручную маховик вращается с трудом или не вращается.

Заедание подвижных частей арматуры или привода.

Вращая маховик в обратном направлении, проверьте закрытие или открытие. Если после этого заедание остается, выясните причину и устраните неисправность.

Двигатель в нормальном режиме перегревается при исправной арматуре и тормозе привода.

Неисправность двигателя.

Замените или отремонтируйте двигатель

4 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

Условия транспортирования должны соответствовать условиям хранения "5" по ГОСТ 15150-69.

Время транспортирования – не более 45 суток.

Упакованные приводы могут транспортироваться всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на каждом виде транспорта.

Транспортирование на самолетах должно осуществляться в герметизированных отапливаемых отсеках.

Во время погрузочно-разгрузочных работ и транспортирования упакованные приводы не должны подвергаться резким ударам и воздействию атмосферных осадков. Способ укладки упакованных приводов на транспортное средство должен исключать их самопроизвольное перемещение.

Хранение приводов со всеми комплектующими изделиями должно производиться в неповрежденной заводской упаковке и соответствовать условиям хранения "1" или «2» по ГОСТ 15150-69.

Срок хранения приводов не более 12 месяцев с момента изготовления. При необходимости более длительного хранения должна производиться переконсервация приводов по варианту защиты ВЗ-14 или ВЗ-15 по ГОСТ 9.014-78.

5 УТИЛИЗАЦИЯ

Привод не представляет опасности для жизни, здоровья людей и окружающей среды и подлежит утилизации после окончания срока службы по технологии, принятой на предприятии, эксплуатирующей привод.

ПРИЛОЖЕНИЯ

А - Габаритные и присоединительные размеры приводов

Б – Общий вид приводов ПЭМ-А-IIВТ4, ПЭМ2-А-IIВТ4, ПЭМ-Б-IIВТ4 и ПЭМ2-Б-IIВТ4

В – Общий вид приводов ПЭМ2-В-IIВТ4

Г – Привод ручной для ПЭМ2-В-IIВТ4

Д – Блок датчиков приводов ПЭМ2-В-IIВТ4

Е - Устройство приставки и планетарной передачи приводов ПЭМ-А-IIВТ4, ПЭМ2-А-IIВТ4, ПЭМ-Б-IIВТ4 и ПЭМ2-Б-IIВТ4

Ж – Электрическая схема управления приводами

И – Кинематическая схема приводов ПЭМ-А-IIВТ4, ПЭМ2-А-IIВТ4, ПЭМ-Б-IIВТ4 и ПЭМ2-Б-IIВТ4

К – Кинематическая схема привода ПЭМ2-В-IIВТ4

Л - Ограничитель крутящего момента приводов ПЭМ-А-IIВТ4, ПЭМ2-А-IIВТ4, ПЭМ-Б-IIВТ4 и ПЭМ2-Б-IIВТ4

М – Настройка ограничителя крутящего момента привода ПЭМ2-В-IIВТ4

Н - Схема пломбирования крышки привода

ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ!

Предприятие непрерывно проводит работы по совершенствованию конструкции приводов, поэтому некоторые конструктивные изменения в руководстве могут быть не отражены.

 

Изготовитель: АБС ЗЭиМ Автоматизация, ОАО

Опубликовано на Яндекс.Дзен