(383) 309-29-02
aist@linecross.ru,

Документов на сайте

Новое на сайте

Модуль ЦК.041C
Прибор Квант-К
Агрегаты передвижные фильтровентиляционные EMK
Блок для дренирования типа бокс Rausikko
Система планово-предупредительного ремонта
Тематические обзоры
Счетная линейка
Планово-предупредительный ремонт электрооборудования, станков, машин и строительных механизмов
Система планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики
Типовые нормы времени на программирование задач для эвм

Читаемое

Блоки управления серий ZHU, HU, HU-PIXEL
Системы химического обессоливания серии cd
Барьер искрозащиты Искра - КУВФ.426439.002 - РЭ
Подстанции трансформаторные комплектные наружной установки серии КТПН - 6 (10)/0,4 кв
Система планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики
Типовые нормы времени на программирование задач для эвм

Кран шаровой цельносварной РЭ

Опубликовано на Яндекс.Дзен

ТУ 3742-001-10995136-98

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

ПОГРУЗКА КРАНА

ХРАНЕНИЕ КРАНА

МОНТАЖ КРАНА

ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

УХОД ЗА КРАНОМ

ОБСЛУЖИВАНИЕ КРАНА

ПРОЦЕДУРА БЛОКИРОВКИ И СБРОСА ДАВЛЕНИЯ, СНЯТИЕ ПРОБОК И ФИТИНГОВ С КОРПУСА ШАРОВОГО КРАНА

УПРАВЛЕНИЕ ШАРОВЫМ КРАНОМ

АВАРИЙНОЕ ЗАКРЫТИЕ КРАНА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КОНСТРУКЦИЯ ШАРОВОГО КРАНА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КОНСТРУКЦИЯ ШТОКА КРАНА

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРОЦЕДУРЫ СВАРКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. УСТАНОВКА, НАСТРОЙКА ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ УПОРОВ И КОНЦЕВЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРОЦЕДУРА ВВЕДЕНИЯ УПЛОТНИТЕЛЬНОЙ СМАЗКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ЗАМЕНА ВЕРХНЕГО УПЛОТНЕНИЯ ШТОКА, РАЗМЕР РЕЗЬБЫ И КРУТЯЩИЕ МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ

Общие сведения

ВВЕДЕНИЕ

1. Терминология. Данный раздел описывает некоторые особенности языка, используемого в промышленности, выпускающей шаровые краны, вместе с разъяснениями терминов, употребляемых в этом Руководстве.

2. Цельносварная конструкция. Относится к конструкции крана, корпус которого является цельносварным и не может быть разобран или собран в полевых условиях в связи с необходимостью использования приспособления для резки.

3. Шар. Запорный орган шарового крана сферической формы.

4. Пробка. Пробка состоит из шара с верхним и нижним штоками в качестве опоры.

5. Шаровой кран. Кран, использующий сферический запорный орган, который вращается на 90 градусов вокруг оси штоков для открытия или закрытия крана.

6. Пружина тарельчатая. Используется для того, чтобы прижимать седла к шару.

7. Блокировка и сброс давления.

Способ обеспечивать герметичность в седлах крана в момент, когда давление из полости в корпусе крана сбрасывается в атмосферу через вентиляционное и/или дренажное отверстие. Данная процедура используется для проверки герметичности седел.

ВНИМАНИЕ: Процедуры блокировки и сброса давления, а также процедуры снятия и установки пробок на корпусе крана описаны в данном Руководстве и должны строго соблюдаться при проведении этих операций.

8. Проходное сечение. Внутренний диаметр поперечного сечения в шаровой части крана. Концевое соединение может иметь другой диаметр проходного сечения, соответствующий диаметру трубы.

9. Затвор, не пропускающий пузырей. Выражение, используемое при описании полной герметичности крана. Во время испытаний закрытого крана воздухом возможна утечка через седла, которая контролируется отводом воздуха утечек в емкость с водой и выходит на поверхность в виде пузырей. Для квалификации герметичности крана термин «не пропускающий пузыри» означает, что пузыри не должны наблюдаться в течение заданного времени.

10. Эксплуатация подземных кранов. Эксплуатация кранов, установленных на подземных трубопроводах.

11. Приварной кран. Кран, соединяемый с трубопроводом при помощи сварки встык.

12. Конец под приварку. Сторона концевого соединения крана, подготовленная для сварки встык с трубами. См. «Приварной конец».

13. Фланцевый кран. Кран, соединяемый с трубопроводом при помощи разъемных фланцев.

14. Запорный элемент. Подвижная часть крана, расположенная в области прохождения потока и перекрывающая поток в кране. В шаровом кране запорным элементом является шар.

15. Выходное сечение. Конец крана с низким давлением.

16. Удлинители штока. Оборудование, применяемое на подземных кранах для наземного управления кранами, системами сброса давления и введения смазки.

17. От торца к торцу. Общее расстояние от входного торца крана до его выходного торца (от одного конца до другого). На кранах с фланцами эти размеры определяются в соответствии с API 6A, API 6D и ISO. Это проводится для того, чтобы такие краны были взаимозаменяемыми, независимо от того, кто их производит. (По требованию заказчика длина может быть изменена).

18. Гидростатические испытания. Испытания, при которых кран полностью заполняется водой и проверяется давлением. Стандартные испытания на прочность и герметичность для седел и корпуса крана.

19. Герметик/Уплотняющая паста. Уплотняющий материал, который вводится в седла и шток и обеспечивающий уплотнение, не пропускающее пузырей.

20. Уплотнение. Уплотнительный материал, запрессованный в седла и обеспечивающий необходимую герметичность.

21. DN- номинальный диаметр. Цифровое выражение размера, общего для всех компонентов в трубопроводных системах кроме компонентов, обозначенных выражением наружного диаметра. Представляет собой целое число для целей стандартизации и, как правило, только относительно связан с производственными размерами.

22. PN-номинальное давление. Числовое обозначение, представляющее собой удобное округленное число для ссылки.

23. МРД - Максимальное рабочее давление или ХРД - холодное рабочее давление. Максимальное рабочее давление, при котором можно эксплуатировать кран. Зависит от материала, конструкции и рабочей температуры и должно подбираться по таблицам зависимостей "давление/температура", приводимых в соответствующих стандартах, в данном случае ASME/ANSI B16.34 .Максимальное рабочее давление для различных классов давления в температурных пределах от - 60°С до + 38°С следующее:

24. Патрубки. См. «Переходная труба».

25. Полнопроходной кран. Выражение, применяемое для характеристики кранов, продольное сечение которых при открытом положении крана представляет собой ровную, относительно однородную внутреннюю поверхность канала постоянного сечения, проходящего через пробку, концевые соединения и патрубки, обеспечивая, таким образом, минимальное падение давления.

26. Кран с уменьшенным проходом. Кран, у которого проходное сечение шара и седел на один номинальный размер меньше, чем проходное сечение концов крана.

27. Кран с проходом Вентури. Кран, имеющий диаметр проходного сечения шара и седла на два или более номинальных размеров меньше, чем диаметр концов крана, например, кран размером 12" х 8" х 12”.

28. Седло. Часть крана, которая осуществляет уплотнение запорного элемента (шара).

Система вторичного уплотнения. Устройство, с помощью которого можно вводить уплотняющую пасту в зоны уплотнения седла или штока для улучшения уплотнения.

Эта система обычно используется в том случае, когда уплотнения седел или штоков негерметичны в результате повреждений в полевых условиях.

29. Автоматический сброс давления. Процесс, при котором избыточное давление в полости крана автоматически сбрасывается в сторону меньшего давления в трубопроводе в результате отжатия седел от запорного элемента.

30. Шток. Стержень, передающий движение от привода/редуктора к запорному элементу.

31. Переходная труба, катушка или патрубок. Труба, которая приваривается к приварному концу крана. Обычно поставляется заказчиком и служит в качестве переходной части от труб заказчика к крану с тем, чтобы устранить разницу в материалах или размерах. Она позволяет также снимать напряжение при сварке на рабочем участке.

32. Линия. Основной трубопровод, передающий газ или нефть из скважин или хранилищ к очистным сооружениям, погрузочным докам или распределительным сооружениям. Обычно такой трубопровод имеет размер больше 6" и работает под давлением, превышающим 10,5 МПа (10,5 кгс/см²).

33. Тип исполнения. Обычно относится к внутренним рабочим частям крана, а также к их материалам и конструкции.

34. Цапфа. Часть корпуса шарового крана, которая прочно удерживает пробку на вертикальной оси, вокруг которой она вращается.

35. Входное сечение. Конец высокого давления крана.

36. Приварной конец. Концевое соединение крана, привариваемое к трубе при установке на линию.

37. Фланцевый конец. Сторона концевого соединения, выполненная в виде фланца и подготовленная для разъемного фланцевого соединения с трубопроводом.

38. Ответный фланец. Фланец, привариваемый к трубопроводу, предназначенный для соединения с соответствующими фланцевыми концами крана.

39. Выступающая поверхность/RF. Выступающая гладкая часть поверхности фланца, которая обеспечивает соединение с соответствующей ей ответной поверхностью фланца через плоскую уплотнительную прокладку.

40. Кольцевое соединение/RTJ. Фланцевое соединение, использующее специально изготовленное кольцо из мягкого металла в качестве прокладки. Применяется в основном на кранах, работающих под высоким давлением. Этот тип соединения используется на всех кранах API 6А с фланцевыми концами, которые устанавливаются на скважинах.

41. Вода, нефть, газ (ВНГ). Употребляется в связи с определением давления. Так 100 ВНГ указывает, что давление в воде, нефти или газе 100 psi (7.03 кгс/см²) при нормальной окружающей температуре.

42. Рабочее давление. Наибольшее давление (МПа или кгс/см²), при котором обеспечивается заданный режим эксплуатации крана.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

1. Назначение. Запорная недросселирующая арматура.

2. Конструкция. Шаровой кран является цельносварной конструкцией, требующей незначительного ухода. Он имеет компактную сферическую конструкцию, которая вследствие цельносварного характера устраняет разъемные соединения на корпусе, из-за чего значительно сокращается общий размер и вес. Вместе с этим ограничиваются возможные пути утечки.

Сферическая конструкция обеспечивает максимальное сопротивление давлению и напряжениям трубопровода. Данная конструкция не требует дополнительных фундаментов или опор, поскольку ее вес может выдерживаться нижней цапфой. К тому же сферическая форма позволяет производить более легкую установку, покрытие и утепление по сравнению с обычными конструкциями с разъемным корпусом.

3. Материалы. Все детали изготовлены из кованой стали для обеспечения однородной структуры и более высокой прочности.

4. Уплотнение. Уплотнение крана обеспечивается седлами, работающими под давлением. При низком давлении седло, в котором находится уплотняющий вкладыш, прижимается к шару крана в основном при помощи тарельчатых пружин. При высоких давлениях седло дополнительно прижимается к шару под действием давления, чем достигается требуемая герметичность.

5. Введение уплотняющих паст. На шаровых кранах имеется система каналов для ввода вторичного уплотнителя, что обеспечивает быстрый, простой способ восстановления герметичности в случае повреждения поверхности уплотняющего вкладыша седла инородным предметом. Система ввода может также использоваться при необходимости для обычной промывки и смазки поверхностей шара и седла.

6. Цапфа. На корпусе шарового крана имеются цапфы. Сам шар оснащен верхним и нижним коваными высокопрочными штоками, которые устанавливаются в цапфах. Штоки и цапфы воспринимают усилия от давления в трубопроводе таким образом, что при полном рабочем давлении крутящий момент остается низким.

7. Блокировка и сброс давления. Шаровые краны обладают способностью к блокировке и сбросу давления. Это означает, что в открытом и закрытом положениях крана давление с обеих сторон шара блокируется от полости между корпусом и шаром посредством седел. Можно провентилировать или произвести дренаж полости через специальные отверстия корпуса. ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭТИХ ПРОЦЕДУР ДАЮТСЯ В ОТДЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ДАННОГО РУКОВОДСТВА.

8. Вращающиеся седла. Дополнительным преимуществом шаровых кранов являются вращающиеся седла. Храповик, установленный на шаре, зацепляет зубья седла за 15 градусов до закрытия крана и поворачивает седло на 15 градусов вокруг его оси (так как на седле имеется 24 зуба, то необходимо 24 операции по открытию/закрытию крана, чтобы седло совершило один полный оборот).

Это дает возможность дополнительной притирки седла при каждом закрытии крана, а также обеспечивает равномерный износ уплотнительного вкладыша седла, равномерное распределение введенной смазки или уплотняющей пасты, а также освобождения седла, если было заедание из-за высохшей смазки.

ПОГРУЗКА КРАНА

1. Упаковка. Шаровые краны упаковываются и поставляются заказчикам в соответствии с их требованиями. Обычно они полностью укладываются в ящики или закрепляются на поддонах. Сам шаровой кран транспортируется при открытом положении шара за исключением случаев, когда он имеет привод с устройством аварийного срабатывания. Необходимо, чтобы шаровой кран хранился в открытом положении, так как это обеспечивает дополнительную защиту поверхности самого шара.

На концах крана устанавливаются колпаки или заглушки, которые предохраняют кран от попадания инородных частиц вовнутрь. Заглушки должны оставаться на кране вплоть до его установки (за исключением случаев, когда проводится контроль, после которого они должны сразу же устанавливаться на место).

2. Строповка крана. В настоящее время принято, особенно на шаровых кранах размером более Ду 300, иметь проушины на корпусе для подъемных строп и других приспособлений для погрузки. Шаровые краны без проушин следует поднимать с помощью плоских поясных нейлоновых подъемных строп, закрепляемых вокруг концов крана и цапф, и выдерживающих нагрузку. Ни в коем случае нельзя поднимать шаровой кран за редуктор, привод или штурвал. ПРОУШИНЫ НА РЕДУКТОРЕ И ПРИВОДЕ НЕ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ПОДЪЕМА ШАРОВОГО КРАНА, так как они предназначены только для установки или снятия редуктора и привода.

3. Меры безопасности. При погрузке шаровых кранов необходимо соблюдать меры безопасности. Заказчик отвечает за выполнение требований соответствующих норм по защитной одежде, использованию подъемного оборудования и обучению обслуживающего персонала. В зависимости от требований заказчика, шаровой кран будет снабжен внешними фитингами, например, фитингами для введения уплотняющих паст и спускными/дренажными пробками. В связи с этим необходимо, чтобы эти детали не были повреждены во время транспортировки.

ХРАНЕНИЕ КРАНА

1. Условия хранения. Шаровые краны должны храниться укрытыми, в сухом месте. Если они поставляются в ящиках, рекомендуется хранить их в упаковках до момента использования.

2. Условия поставки. Как уже указывалось в предыдущем разделе, шаровые краны поставляются в открытом положении, за исключением тех случаев, когда они снабжаются приводами с возвратными пружинами для аварийного закрытия, и снабжены заглушками для предотвращения попадания вовнутрь инородного материала. Необходимо, чтобы заглушки не снимались до тех пор, пока шаровой кран не будет готов к установке на трубопровод, и чтобы шаровой кран оставался в открытом положении до завершения установки.

3. Кран с открытым (голым) штоком. Если шаровой кран хранится с “открытым штоком”, (т.е. без редуктора или привода), незащищенный металл на рабочей поверхности, (которая не покрашена), следует покрыть смазкой или воском и плотно закрыть полиэтиленом для того, чтобы исключить попадание воды и т.п.

ВНИМАНИЕ: Попадание шлаков или инородных материалов в шаровой кран может вызвать последующие повреждения. В связи с этим необходимо принимать все меры предосторожности для исключения попадания этих материалов в шаровой кран.

МОНТАЖ КРАНА

1. Положение крана. В случае если шаровой кран не снабжен приводом с возвратными пружинами, его следует устанавливать в открытом положении. Если требуется установить шаровой кран в закрытом положении, то необходимо соблюдать осторожность, чтобы избежать повреждений открытой поверхности шара.

2. Расконсервация крана. Перед тем как монтировать кран необходимо провести расконсервацию его по внутреннему диаметру. Тщательно удалить консервационную смазку со всей длины крана по внутреннему диаметру с целью предотвращения оседания пыли, песка, шлака и других инородных материалов в проходном тракте крана.

3. Чистота. Необходимо, чтобы трубопровод, на который устанавливается шаровой кран, был чистым. Любой инородный материал или шлак представляют опасность для уплотнительных поверхностей шарового крана и могут вызвать их повреждение.

Для того чтобы достичь требуемого уровня чистоты, рекомендуется перед сваркой тщательно очистить трубы, а на конце, который сначала не будет привариваться, оставить заводские заглушки. Заглушка снимается только тогда, когда следующая очищенная часть трубы устанавливается для сборки.

4. Сварка. При предварительном нагреве, сварке и снятии напряжения необходимо, чтобы температура корпуса шарового крана на расстоянии 50 мм от сварного шва крана с патрубком или трубой не превышала 200°С. Для контроля температуры в этой критической зоне необходимо использовать термокарандаши. Шаровые краны, поставляемые с патрубками, могут устанавливаться на трубопровод, используя способы сварки, позволяющие снимать напряжение.

5. Монтаж фланцевых соединений кранов с ответными фланцами. При сборке фланцевых соединений с гладкой уплотнительной поверхностью положение спирально-навитой прокладки выравнивают так, чтобы было одинаковое расстояние от краев фланца до наружного диаметра прокладки с точностью ±1 мм, вставляют шпильки и производят их затяжку.

При затяжке спирально-навитых прокладок всех типов необходимо пользоваться методиками монтажа и инструкциями изготовителей уплотнительных прокладок. В случае отсутствия методик изготовителя необходимо пользоваться рекомендациями главы 8 ОСТа 26.260.454-99.

Гайки фланцевых соединений с металлическими прокладками в случае отсутствия рекомендаций затягивают в соответствии с ПБ 03-585-03 по способу кругового обхода, т.е. при 3- или 4-кратном круговом обходе равномерно затягивают все гайки.

Ниже приведены адреса производителей спирально-навитых прокладок:

5.1. ЗАО "Унихимтек" . 119607 г. Москва, Мичуринский проспект, д. 31, корп.1, Тел/факс (095) 930-80-50, 930-85-50.

5.2. ЗАО "Унихимтек" Средне-Поволжское представительство. 432067, г. Ульяновск, пр-кт Ульяновский, д.13, подъезд 5, этаж 1, тел/факс (8422) 29-48-15 .

5.3. ЗАО "Фирма Союз-01". 117312, г. Москва, ул. Вавилова,13. Тел. (095) 135-54-31, тел/факс. (095) 957-12-67, 957-12-68, 957-12-70 .

5.4. ЗАО "ТРЭМ Инжиниринг" 109028, г. Москва, Тессинский пер. д.5 стр.1. тел. (095) 786-76-76, тел/факс (095) 786-76-77.

5.5. ОАО "ВНИПТхимнефтеаппаратуры", 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 90, тел. 34-10-19.

5.6. ООО "БизнесПромТехнология", Санкт-Петербург, тел. (812) 346-50-05 .

5.7. ООО "ПромГрафит", 127486, г. Москва, ул. Дегунинская, д.1. корпус 2. тел. (095) 487-34-35, тел/факс (095) 487-44-78, 488-53-24.

Производители стальных прокладок овального сечения:

5.8. ЗАО Талнахский механический завод. Тел.(0872) 38-94-90, тел/факс: (0872) 27-35-75.

5.9.ОАО "ВНИПТхимнефтеаппаратуры", 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 90 "б", тел.23-91-66.

6. Ориентирование. Шаровой кран может быть установлен в любом положении и, благодаря своей симметричной конструкции, обеспечивает герметичное закрытие с обеих сторон. В этой связи любой конец крана может использоваться в качестве входного. Однако ориентирование обычно определяется монтажными чертежами.

7. Ограничительные упоры и концевые выключатели. Если шаровой кран имеет силовой привод, установленный на заводе, то ограничительные упоры и концевые выключатели также будут отрегулированы на заводе. Однако если привод был демонтирован или устанавливается в первый раз, следует провести соответствующие процедуры по установке концевых выключателей в соответствии с инструкциями по установке, данными в Приложении 4 данного Руководства.

Все приводы снабжены ограничительными упорами, (за исключением электрических приводов, снабженных ограничителями крутящего момента), которые начнут принимать нагрузку до того, как ее примут упоры шарового крана. В случае если редуктор имеет упоры, они должны быть синхронизированы с концевыми выключателями привода, т.е. вступать в контакт одновременно.

8. Последствия неправильной настройки концевых выключателей. Последствием неправильной настройки концевых выключателей привода может быть повреждение упоров шарового крана, что приведет к тому, что движение шара будет либо слишком большим, либо недостаточным. Это в свою очередь создаст возможность для повреждения кромок отверстия шара и зоны уплотнения скребком или шлаками в трубопроводе.

9. Системы аварийного срабатывания/забора импульсного газа. Если приводы оснащаются системами аварийного срабатывания и/или забора импульсного газа из линии, то трубы и фитинги необходимо подсоединять в соответствии с инструкциями по установке приводов.

ВНИМАНИЕ: Необходимо обратить внимание на то, что заказчик несет полную ответственность за любую транспортируемую среду, которая может попасть в атмосферу во время сброса из полости шарового крана, во время продувки или сброса давления и т.д. Поэтому мы рекомендуем принимать необходимые предосторожности, определяемые соответствующими законодательными органами.

ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

1. Введение. Заказчик обычно имеет свои процедуры пуска трубопроводов и шаровых кранов в эксплуатацию. Однако в любом случае некоторых вещей необходимо избегать, а некоторые могут быть полезными. Для предотвращения преждевременного выхода из строя шаровых кранов необходимо в процессе монтажа крана в линию и ввода его в эксплуатацию провести в обязательном порядке следующие технологические операции: очистка трубопровода, расконсервация крана, монтаж крана, продувка линии, гидроиспытания трубы с краном, слив воды из полости крана, закачка смазки в седла.

2. Перед пуском в эксплуатацию. На стадии монтажа трубопровод и шаровой кран должны содержаться в максимально чистом виде. Не должно быть попадания каких-либо шлаков и других посторонних (инородных) материалов. Шаровой кран должен оставаться в открытом положении до тех пор, пока линия не будет полностью промыта или очищена скребком. Во время этой операции на трубопроводе рекомендуется установить катушку вместо шарового крана.

3. Испытание. Испытание шарового крана на герметичность обычно производят под давлением, превышающим максимальное рабочее давление в 1.1 раза. Максимальное рабочее давление указывается на табличке изготовителя. При испытании шаровой кран может находиться в открытом или закрытом положении. Шаровой кран испытывать на прочность под давлением в 1,5 раза большем, чем максимальное рабочее давление, в полуоткрытом положении.

4. Возможные проблемы. Проблемы могут возникнуть в том случае, если проводятся испытания морской водой или водой без ингибиторов, а шаровой кран изготовлен из материалов, не предполагающих такое использование. Проблема может усугубиться в том случае, если после ввода в эксплуатацию морская вода или вода без ингибиторов остаются внутри шарового крана. Если шаровой кран изготовлен из углеродистой или низколегированной стали, а его исполнение не включает особые покрытия, то произойдет коррозия, которую можно избежать, приняв следующие меры предосторожности:

4.1. Откачать как можно больше воды из шарового крана. Можно использовать дренажное и вентиляционное отверстия после того, как на линии снято давление.

4.2. Ввести смазку в соответствии с Приложением 5.

4.3. В зону между корпусом шарового крана и шаром через вентиляционные и дренажные отверстия можно ввести ингибиторы коррозии, так как вода может еще остаться в нижних полостях. Перед проведением данной процедуры следует сбросить давление на линии.

4.4. После выполнения этих работ, а также после продолжительного перерыва в работе убедиться, что кран шаровой находится в полностью открытом положении.

4.5. Шаровой кран ни в коем случае не должен оставаться в полуоткрытом положении, так как могут быть повреждены уплотнения.

УХОД ЗА КРАНОМ

1. Регулярный уход. Как уже указывалось в данном Руководстве, цельносварной шаровой кран по своей конструкции является изделием, не требующим значительного технического ухода. Для работы шаровой кран не нуждается в смазке. Однако для надежной работы можно вводить смазку с тем, чтобы освободить седло при заедании или чтобы поддерживать крутящий момент на минимальном уровне. Смазку можно подобрать в соответствии с Приложением 5.

ВНИМАНИЕ!

При эксплуатации крана, рассчитанного на работу с газом температурой до 190°С, через каждые 200 циклов "открыто-закрыто" крана необходимо вводить уплотнительную смазку "SEALWELD TOTAL LUBE 922" или "SEALWELD D-1014" в соответствии с разделом 6 Приложения 4 в количестве, указанном в разделе 10.

2. Шаровой кран, простоявший более половины года. Если шаровой кран находился в одном и том же положении более полугода необходимо проверить, не произошло ли заедания шарового крана. Рекомендуется также проводить регулярные проверки работоспособности шарового крана, если он используется в сложных условиях. Выполнить 4-5 циклов закрытия и открытия крана с полным поворотом пробки на 90 градусов и закачать смазку. При этом периодичность проверок определяется экспериментально в зависимости от действительных условий эксплуатации с помощью набора статистики.

При установке крана на линию подачи аммиака рекомендуется с периодичностью один раз в 3 месяца выполнить 4-5 циклов закрытия и открытия крана с полным поворотом пробки на 90 градусов, осуществить промывку и закачать смазку.

Примечание: Эксплуатация шарового крана должна производиться строго в соответствии с правилами, описанными в данном Руководстве. Шаровые краны не должны использоваться без согласия отдела эксплуатации. Необходимо также подчеркнуть, что заказчик должен взять на себя полную ответственность за выпуск любой транспортируемой среды в атмосферу из полости шарового крана либо во время продувки, либо во время снятия давления. Необходимо принять все меры предосторожности, предусмотренные соответствующими нормами.

3. После прохождения скребка. Необходимо проверить работоспособность вращающегося седла и восстановить ее по рекомендациям п.2.

4. Поэтапное закрытие и открытие крана. Кран не должен находиться под давлением в полуоткрытом положении, т.к. это может привести к потере герметичности. Рабочее положение запорного органа крана - полностью открытое или закрытое.

Поэтапное открытие и закрытие крана не допускается.

5. Фитинги корпуса. Визуальный осмотр должен подтвердить, что фитинги шарового крана не повреждены и что ни одно из резьбовых отверстий не подтекает.

6. Редукторы. Уход, необходимый за редукторами или приводами, описан в соответствующей инструкции.

ОБСЛУЖИВАНИЕ КРАНА

1. Введение. Данный раздел составлен для того, чтобы дать простые методы ремонта шарового крана в случае, если не достигнуто уплотнения, обеспечивающего герметичность, или в шаровом кране имеется утечка по штоку.

2. Утечка по седлу. Если уплотнение не герметично, существует несколько процедур проверки, которые необходимо провести. Сначала провернуть несколько раз шар в открытое и закрытое положения. Затем проверить утечку. В том случае, если под уплотнение попал инородный элемент, то седло при закрывании вытесняет его и притирается к поверхности шара. Если эти меры не устраняют проблему, необходимо проверить крайние положения шара.

Шар должен поворачиваться на 90 градусов. Это можно проверить с помощью контрольного указателя, установленного на редукторе, или, если шаровой кран имеет удлинитель штока, по контрольным отверстиям после снятия специального фитинга удлинителя. Если и в этом случае нельзя установить, закрыт ли шаровой кран полностью, следует снять редуктор или удлинитель штока и провести визуальную проверку упоров шарового крана.

При исправных упорах существует ряд причин, по которым шаровой кран может закрываться не полностью:

а) Грязь, или инородные материалы проникают между упорами шарового крана.

б) Ограничительные упоры редуктора/привода неправильно установлены.

в) Неисправен редуктор, привод.

г) Заедание седла.

Первые две причины легко устранимы - необходимо удалить грязь или инородный материал, правильно установить упоры редуктора/привода (см. Приложение 3). Для устранения неполадок редуктора/привода см. инструкции по ремонту редуктора/привода. При заедании седла выполнить процедуру аварийного закрытия крана и разобраться в причинах заедания.

При смятых упорах шарового крана необходимо наплавить упоры на стопорной гайке или шпоночном вале таким образом, чтобы в закрытом положении кран был закрыт полностью, а в открытом положении проходное сечение пробки было выставлено строго по потоку.

Если и эти действия не приводят к устранению утечки, то проблема заключается в уплотнениях шарового крана и поэтому следует ввести смазку через отверстия для ввода уплотнителя. Метод введения смазки или уплотнителя в шаровой кран дается в Приложении 4. Если смазка не помогает, следует использовать уплотняющую пасту (вторичное уплотнение).

3. Утечка по штоку. В редких случаях происходит утечка по штоку, что вызывается обычно ослаблением затяжки болта штока/гайки из-за износа болта/шпильки или его незначительной растяжки. Хотя конструкция шарового крана менялась, назначение болта/шпильки оставалось неизменным - прижимать шар через шток к корпусу и воздействовать на уплотнения вокруг штока шарового крана. Величина крутящего момента на болте/гайке важна по следующей причине: слишком большой крутящий момент на болте/гайке вызовет чрезмерный крутящий момент вращения пробки шарового крана и возможное вытеснение (выталкивание) уплотнений, а слишком маленький крутящий момент болта/гайки не приведет к обжатию уплотнения должным образом, следовательно, произойдет утечка.

Для устранения утечки на штоке необходимо, во-первых, проверить крутящий момент нагрузочного болта/гайки с помощью динамометрического ключа. Данные по крутящим моментам даны в Приложении 6. Для того чтобы найти нагрузочный болт/гайку, необходимо снять крышку, которая имеется на любом установленном на шаровом кране редукторе, или снять привод, если он установлен не через редуктор, а непосредственно на штоке крана.

Если крутящий момент окажется правильно установленным или после наладки не дает желаемого эффекта, то, возможно, необходимо ввести уплотняющую пасту, если в зоне штока имеется специальный фитинг. В шаровых кранах также предусмотрена замена верхнего уплотнения штока. Инструкция по выполнению данной операции приведена в Приложении 5.

Примечание 1. НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ПРОЦЕДУРА ВВОДА УПЛОТНЯЮЩЕЙ ПАСТЫ ПРОВОДИЛАСЬ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ УТЕЧКИ, А НЕ РЕГУЛЯРНО.

Примечание 2. ЛЮБЫЕ УТЕЧКИ В АТМОСФЕРУ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ РЕГЛАМЕНТИРУЮТСЯ СУЩЕСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ.

ПРОЦЕДУРА БЛОКИРОВАНИЯ И СБРОСА ДАВЛЕНИЯ,

СНЯТИЕ ПРОБОК И ФИТИНГОВ С КОРПУСА ШАРОВОГО КРАНА

ВНИМАНИЕ:

1. НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕЛЬЗЯ СНИМАТЬ ПРОБКИ ИЛИ ФИТИНГИ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ БУДЕТ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ЗА НИМИ НЕТ ДАВЛЕНИЯ.

2. НИ ОДИН ФИТИНГ НЕЛЬЗЯ ОТКРЫВАТЬ ИЛИ ВЕНТИЛИРОВАТЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ БУДУТ ПРИНЯТЫ ВСЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ, КАСАЮЩИЕСЯ ОПАСНОГО ХАРАКТЕРА ТРАНСПОРТИРУЕМОЙ СРЕДЫ.

Блокировку и сброс давления следует проводить следующим образом:

1. Установить шаровой кран в полностью открытое или в полностью закрытое положение. Не допускается выполнять данную процедуру, если пробка шарового крана установлена в промежуточном положении.

2. Соответствующим гаечным ключом на пробке выпуска (дренажной пробке) (см. Черт. 1) слегка приоткрыть шестигранный шток (деталь А), который ввинчен в шестигранный корпус (Деталь Б) большего размера, и прислушаться к звуку выходящей жидкости/газа. Когда звук выходящей жидкости/газа начнет утихать, открыть дренажную пробку еще примерно на пол-оборота до тех пор, пока звук не станет просто шипением или прекратится совсем. На шаровых кранах Ду 200 и меньше дренажная пробка теперь может быть медленно выкручена до отказа для выпуска имеющейся внутри жидкости/газа.

Шаровые краны размером свыше Ду 200 кроме дренажной пробки снабжены также вентиляционной пробкой. Дренажная пробка должна выкручиваться по правилам, описанным выше для шаровых кранов Ду 200 и меньше. Как только звук выходящей жидкости превратится в шипение или прекратится, вывернуть вентиляционную пробку.

ЭТУ ПРОБКУ НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ СНИМАТЬ ПРИ НАЛИЧИИ ДАВЛЕНИЯ. ТАКЖЕ НЕЛЬЗЯ СНИМАТЬ БОЛЬШОЙ ШЕСТИГРАННЫЙ ФИТИНГ.

САМАРАВОЛГОМАШ НЕ НЕСЕТ НИКАКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЩЕРБ, ГИБЕЛЬ ИЛИ ТРАВМЫ, ЕСЛИ НЕ СОБЛЮДАЮТСЯ ДАННЫЕ ИНСТРУКЦИИ.

ЧЕРТЕЖ ДРЕНАЖНОЙ ПРОБКИ

УПРАВЛЕНИЕ ШАРОВЫМ КРАНОМ

ВНИМАНИЕ: ШАРОВЫЕ КРАНЫ НЕ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОТДЕЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ, ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА УСТАНОВКУ И ПРИНЯТИЕ ВСЕХ МЕР ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВЫПУСКА КАКОЙ-ЛИБО ЖИДКОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЕНТИЛИРОВАНИЯ, ДРЕНАЖА ШАРОВОГО КРАНА.

Когда шаровые краны не эксплуатируются, шар крана должен находиться в полностью открытом или в полностью закрытом положении. Конструкция шарового крана не предусматривает такие функции, как дросселирование или ограничение давления, и поэтому он не должен находиться в среднем положении, так как можно повредить уплотняющую поверхность вкладыша седла.

Положение шарового крана можно определить по указателю на штоке шарового крана или на редукторе.

Шаровой кран работает следующим образом: поворот на 90 градусов по часовой стрелке закрывает шаровой кран, поворот на 90 градусов против часовой стрелки открывает шаровой кран. В открытом положении указатель будет располагаться параллельно напрвлению движения среды в трубопроводе и проходу шарового крана. В закрытом положении указатель будет располагаться перпендикулярно направлению трубопровода.

Если шаровой кран оснащен редуктором, то количество оборотов, необходимых для управления шаровым краном, изменяется в зависимости от передаточного числа редуктора, который, в свою очередь, выбирается для каждого конкретного типоразмера шарового крана с тем, чтобы обеспечить допустимый крутящий момент штурвала. Количество оборотов до полного закрытия указано ниже.

Перед началом эксплуатации шарового крана необходимо изучить пособие по управлению и уходу за приводами. Полностью открытое или полностью закрытое положение шарового крана ограничивается упорами. Эти упоры тщательно обработаны на заводе и являются неотъемлемой частью корпуса шарового крана и ничем не регулируются. Упоры допускают перемещение шара только на заданное положение. Можно убедиться, что шаровой кран полностью открыт или полностью закрыт, проверив, произошел ли контакт ограничителей хода пробки с упорами. Контакт с упорами шарового крана можно проверить через смотровые отверстия, имеющиеся на некоторых типоразмерах шаровых кранов. Надо отметить, что чрезмерная нагрузка привода может повредить упоры крана.

КОЛИЧЕСТВО ОБОРОТОВ РЕДУКТОРА, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЗАКРЫТИЯ ШАРОВОГО КРАНА

При использовании редукторов фирмы "Rotork" количество оборотов редуктора для закрытия крана равно ј передаточного отношения редуктора, указанного на табличке и в паспорте редуктора.

АВАРИЙНОЕ ЗАКРЫТИЕ КРАНА

В случае если при закрытии крана заело седло, и при закрытии пробки шпоночный вал (стопорная гайка) не доходит до упора, выполнить следующие операции:

1.Открыть полностью кран.

2.Снять редуктор и повернуть его в полностью закрытое положение (все уже без крана). Привод также повернуть в полностью закрытое положение.

3.Отвернуть гайку штока (болт) и снять шпоночный вал (стопорную гайку) крана.

4.Установить шпоночный вал (стопорную гайку) на шлицы штока в положение "закрыто", т.е. повернуть на 90 градусов по часовой стрелке, если смотреть сверху. В этом случае шпоночный вал (стопорная гайка) будет установлен на штифт вторым отверстием и в упор корпуса справа. При необходимости (например, при отсутствии второго центровочного отверстия в шпоночном вале или стопорной гайке) вынуть штифт из верхнего штока пробки.

5.Установить редуктор и привод на кран.

6.Повернуть редуктором с приводом или без него кран в сторону открытия, т.е. против часовой стрелки, на 90 градусов. После закрытия шпонка шпоночного вала крана будет расположена вдоль потока.

7.В дальнейшем для восстановления работоспособности промойте кран промывочной жидкостью согласно Приложению 4 настоящей инструкции.

Приложение 1

КОНСТРУКЦИЯ ШАРОВОГО КРАНА

Ниже приведен чертеж продольного разреза шарового крана. Конструкция отдельных узлов различных типоразмеров кранов может незначительно отличаться от приведенной конструкции на чертеже.

Приложение 2

КОНСТРУКЦИЯ ШТОКА ШАРОВОГО КРАНА

В данном разделе приведены размеры и ссылки на чертежи для штоков каждого типа шаровых кранов. Они позволят распознать любой вид шарового крана.

Приложение 3

ПРОЦЕДУРЫ СВАРКИ (ОБЫЧНЫЕ ТИПЫ ТРУБ)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИВАРКЕ ШАРОВОГО КРАНА В ТРУБОПРОВОД

Зона сварки. Зона сварки должна быть безопасной для работы. Вокруг зоны следует установить защитное укрытие для предохранения сварочного места от ветра и влаги.

Регулировка сварки. Для обеспечения совпадения сварочных концов до минимума используйте зажимы.

Предварительный нагрев. Предварительный нагрев может производиться с помощью газовых горелок или электрического нагревателя. Минимальная температура должна быть 78 градусов по Цельсию. Предварительный нагрев следует производить в течение всей сварки.

Температуру следует измерять термокарандашами или любыми цифровыми термометрами. Температура нагрева концевых соединений не должна превышать 200 градусов по Цельсию на расстоянии 50 мм от торца.

Квалификационные испытания сварочной процедуры. Перед началом сварки на линии необходимо произвести квалификационные испытания сварочной процедуры для имеющихся материалов. Испытания должны проводиться в условиях, приближенных к условиям эксплуатации. После приварки следует произвести следующие виды контроля: 100% визуальный контроль, 100% неразрушающий контроль. Все виды контроля проводятся в соответствии с национальными стандартами.

Сварка на линии. Сварку на линии должны производить только квалифицированные сварщики.

Убедиться в том, что зона сварки очищена от инородных частиц.

ПРИ СВАРКЕ ТЕМПЕРАТУРА НА КОНЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЯХ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 200 ГРАДУСОВ ЦЕЛЬСИЯ НА РАССТОЯНИИ 50 ММ ОТ СВАРНОГО ШВА

КОНТРОЛЬ СВАРКИ:

  • 100% визуальный. Сварной шов должен быть равномерным. Его высота не должна превышать 3 мм.

  • 100% неразрушающий контроль. Для обнаружения возможных скрытых дефектов.

Приложение 4

УСТАНОВКА, НАСТРОЙКА ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ УПОРОВ И КОНЦЕВЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ

1. Привод (или редуктор) устанавливается непосредственно на штоке шарового крана.

1.1. Проверить положение шпонки по отношению к крану. Если шаровой кран открыт, шпонка должна быть обращена к проходному сечению крана. Если шаровой кран закрыт - под углом 90 градусов к проходному сечению шарового крана. На шаровых кранах с квадратной стопорной гайкой положение шарового крана показывает стрелка указателя (канавка) указателя на торце гайки.

1.2. На приводах, снабженных механическими упорами, установить упоры так, чтобы привод мог обеспечить только максимально допустимое движение пробки. (См. инструкции изготовителя).

1.3. Проверить, находятся ли шаровой кран и привод в одном и том же положении, т.е. оба или открыты или закрыты.

1.4. Установить привод на шаровой кран и вращением привода совместить крепежные отверстия. Закрепить привод на монтажном фланце. Затянуть болты крепления моментами затяжки, указанными в таблице.

1.5. Отрегулировать ограничители хода привода.

1.5.1. На приводах с механическими упорами вручную перевести шаровой кран в закрытое положение и отрегулировать упоры привода так, чтобы они слегка опережали упоры крана. Повторить для “открытого” положения.

1.5.2. На приводах с концевыми выключателями (механическими или электрическими) вручную перевести шаровой кран в закрытое положение и отрегулировать показания концевых выключателей в соответствии с упорами привода. Повторить для “открытого” положения. (См. инструкции изготовителя привода).

2. Электрические приводы, устанавливаемые на редукторах.

2.1. Установить привод на фланец редуктора.

2.2. Вручную перевести шаровой кран в среднее положение и соединить системы электроэнергии и контроля с приводом. Проверить вращение мотора, чтобы убедиться, что кнопка для открывания шарового крана открывает кран, а кнопка для закрывания крана закрывает его.

2.3. Установить концевые выключатели привода так, чтобы они соответствовали движению шарового крана. Проверить концевые выключатели привода, чтобы убедиться, что при нажатии кнопки открывания концевые выключатели остановят движение шарового крана при открывании. Проверить также, что при нажатии кнопки закрывания концевые выключатели остановят движение шарового крана при закрывании. Настроить моментные выключатели на необходимую величину момента срабатывания. (См. инструкции изготовителя привода).

Приложение 5

ПРОЦЕДУРА ВВЕДЕНИЯ УПЛОТНИТЕЛЬНОЙ СМАЗКИ

1. ОБОРУДОВАНИЕ.

1.1. Шприц высокого давления.

1.2. Существующие шприцы высокого давления:

1.2.1. Ручной винтовой набивочный насосSEALWELD SUPER GUN. Самая большая вместимость. Для применения любых крановых очистителей, смазок и уплотняющих паст. Загрузка картриджами, свечами, из емкостей. Облегчает обслуживание кранов. Закачивает за 1 качок больше, чем любой другой насос. Развивает давление до 1 050 кгс/см². Вес 7 кг. Меньше деталей - меньше износа. Манометр. Большой плунжер легче развивает давление.

Легкая загрузка картриджа. Большинство деталей взаимозаменяемы с другими насосами. Надежный обратный клапан не допускает поступления обратно в насос.

1.2.2. Ручной пневмогидравлический набивочный насосSEALWELD UNISEAL. Для введения любых крановых очистителей, смазок и уплотняющих паст. Развивает давление до 670 кгс/см². Смазывает, уплотняет или промывает арматуру в несколько минут. Вес 11 кг. Облегчает обслуживание арматуры. Уменьшает затраты на техобслуживание. Работает от сжатого воздуха 4-9 кгс/см². Оснащен наиболее надежным и легкообслуживаемым пневмонасосом. Все детали являются стандартными и имеются в наличии. Работает с любым типом расфасовки смазок. Гидравлический шланг, пристегнутый к корпусу, становится переносной ручкой. Наконечник шланга при необходимости может заменить фитинг крана.

1.2.3. Ручной гидравлический набивочный насосSEALWELD HYDRAULIC HAND GUN. Уникальная защелкивающаяся рукоятка для предотвращения повреждения поршня. Гидравлическое давление развивается рычагом. Продукт подается из насоса под давлением 670 кгс/см². Легкий, переносной. Самосмазывающееся гидравлическое действие облегчает ручное введение смазок, уплотняющих паст и очистителей. Легкая перезагрузка. Работает с любым типом расфасовки смазок.

1.2.4. Колесный пневмогидравлический набивочный насосSEALWELD ACTIV-8. Развивает давление до 670 кгс/см².

Контролирует количество вводимой смазки (очистителя или уплотняющей пасты), предотвращая перерасход продуктов. Крепкая стальная рама и пневматические колеса идеально подходят для работы в поле или в цехе. Гидромотор приводится в действие сжатым воздухом или газом. Простота конструкции облегчает и упрощает полевой ремонт. Вводит продукты по 460 мл каждые 70 секунд. Легкость перезагрузки позволяет легко переключиться с очистителя на смазку/уплотняющую пасту без потерь продуктов. Высокоскоростное действие сокращает затраты времени при обслуживании шаровых кранов больших диаметров и/или большого числа шаровых кранов на 75%.

Вводит очистители, смазки, уплотняющие пасты быстрее, чем какие-либо другие двухколесные насосы. Высокоскоростное действие и пятикилограммовая емкость делают этот насос идеальным для трубопроводов, цехов, площадок и заводов. Комплектуется гидравлическим шлангом длиной 3 м, шарниром, адаптером, манометром, предохранителем. По запросу могут быть поставлены более длинные шланги. Встроенная система очистки воздуха и лубрикатор.

1.2.5. Автоматическое нагнетательное устройство высоковязких материалов УНВМ-500-0,8 (пневмоприводное).Автономное переносное устройство на основе пневмопривода. Развивает давление до 550 кгс/см². Работает от сжатого воздуха (газа) 4-7,5 кгс/см². Снабжен клапаном аварийной защиты. Обеспечивает набивку смазок и уплотняющих паст за несколько минут.

Снабжен устройством механизированного возврата поршня высокого давления в исходном состояние. Производит ОАО "НПП "Рубин" (г. Пенза). Реализует ООО "Энергопроминжиниринг" (г. Москва). Т/ф 120-43-10, 120-41-10, 128-97-98, 334-29-20.

1.2.6. Нагнетатель высоковязких материалов НВМм-500-1,0производства НПО "ПРОСТОР". Автоматическое переносное набивочное устройство для высоковязких материалов (паст, смазок, герметиков). Давление пневмосети 1+7 кгс/см², давление на выходе 70+500 кгс/см², объем рабочего цилиндра 1 дм³, масса 17 кг. Комплект поставки : 2 манометра, комплект адаптеров, пластиковый контейнер, шланги высокого и низкого давления.

1.2.7. Ручной нагнетатель смазки Ж58А8009производства комбината "Электрохимприбор". В комплекте с манометром выходного давления, винтовым приспособлением для заправки, набором переходных штуцеров и быстросменных переходников. Номинальное давление 300 кгс/см², вместимость рабочего цилиндра - 1750 см³. Масса 32 кг.

1.2.8. Ручной нагнетатель смазки Ш200производства ООО ПКФ "Техновек". Рабочее давление 250 кгс/см², вместимость рабочего цилиндра 360 см³.

1.2.9. Нагнетатель высоковязких материалов ручной НВМр-500производства ОАО "Мичуринский завод "Прогресс". Максимальное давление 600 кгс/см², объем рабочего цилиндра 750 см³, масса 9 кг. В комплекте выходной манометр, рукав высокого давления 2,5 м. По согласованию с заказчиком изделие комплектуется подставкой-треногой и переходниками под разные типы кранов.

1.3. Ниже приведены адреса изготовителей нагнетателей смазки

1.3.1. ООО НПО "ОРГГАЗНЕФТЬ". 117292 г. Москва, ул. Ивана Булкина д.13, корп.1, Тел/факс. (095) 124-44-33, 125-21-62 .

1.3.2. ЗАО "ЕВРО-Консалтинг" (Москва). Представительство фирм Sealweld и VAL-TEX. тел.(095) 280-93-30, 975-15-76, факс. (095) 797-40-02.

1.3.3. Комбинат "Электрохимприбор" (г. Лесной, Свердловской обл.), (34342) 24993, 24405, 37538, 37368, 20309.

1.3.4. ООО ПКФ "Техновек" (г. Воткинск, Удмуртия). (34145) 53911, 54110, 66342,WWW.TECHNOVEK.RU

1.3.5. НПО "Простор" (г. Красноармейск, Московская обл.) тел. (095) 933-33-84, 746-66-83 .

1.3.6. ОАО "Мичуринский завод "Прогресс" (г. Мичуринск, Тамбовская обл.) тел. (07545) 2-12-98, 2-11-60, 9-55-84, факс (07545) 2-11-60, 5-21-66.

2. СМАЗКА КРАНА.

2.1. Шаровой кран не нуждается в смазке. Однако можно вводить смазку для того, чтобы 1) освободить седло при его заедании, 2) поддерживать минимальный крутящий момент.

2.2. Следующие смазки, используемые в шаровом кране, подходят для большинства видов транспортируемой жидкости. Однако рекомендуется, чтобы инженеры службы эксплуатации под-твердили соответствие предназначенной смазки для использования с транспортируемой жидкостью.

2.2.1. СмазкаSEALWELD TOTAL LUBE 911. Это универсальная смазка-герметизатор для применения на всех типов пробковых и шаровых кранов в любых узлах и в широком температурном диапазоне. Изготавливается 100% из синтетических наполнителей, что исключает усыхание смазки и, как результат, заклинивание кранов. Химически стойкая, предотвращает наслоение посторонних примесей. Микрочастицы тефлона образуют низкофрикционную пленку для защиты от коррозии и снижают крутящий момент.

Применяется в работе со всеми углеводородами, растворителями, кислотами, щелочами, гликолями, паром, аминами, красками, конденсатом, сырыми и сухими газами (кроме кислорода) и ШФЛУ. Температурный диапазон от -29°С до +232°С. Пенетрация 250-265. Цвет белый. Может вводиться в краны любым ручным или силовым инструментом. Поставляется в картриджах по 350 и 453 гр., банках по 4,53 и 18,12 кг, бочках по 54,36 и 181,2 кг.

2.2.2. СмазкаSEALWELD EQUA-LUBE EIGHTY. Используется во всех типах запорной арматуры, где требуется высокое качество смазки. Предотвращает заедание арматуры и уменьшает крутящий момент. Сберегает труд и средства удлинением межсмазочных сроков. Применяется в работе с природным газом, сырой нефтью, дистиллятами, углеводородами, бензином, дизельным топливом, гидравлическими и смазывающими маслами, ШФЛУ, гликолями, водой, мазутом, агрессивным газом. Не рекомендуется применять в работе с горячим воздухом, кислородом, ароматическими растворителями, крепкими химикатами.

Температурный диапазон от -40°С до +149°С. Пенетрация 265-295. Цвет коричневый. Может вводиться в краны любым ручным или силовым инструментом. Поставляется в картриджах по 350 и 453 гр., банках по 4,53 и 18,12 кг, бочках по 54,36 и 181,2 кг.

2.2.3. Многоцелевая смазкаSEALWELD ALL-VALVE. Многоцелевая смазка для уменьшения крутящего момента и предотвращения контакта металл-по-металлу уплотняющих поверхностей. Для повседневного обслуживания пробковых и шаровых кранов, шиберных задвижек на газопроводах, компрессорных станциях, нефтеперерабатывающих заводах, на газопереработке, месторождениях, нефтепроводах, и др. Температурный диапазон от -40°С до +96°С. Пенетрация 250-285. Цвет - желто-оранжевый. Может вводиться в краны любым ручным или силовым инструментом. Поставляется в картриджах по 350 и 453 гр., банках по 4,53 и 18,12 кг, бочках по 54,36 и 181,2 кг.

2.2.4. Смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74. Температурный диапазон -60°С до +90°С.

2.2.5. Смазка ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80. Температурный диапазон -60°С до +150°С.

2.2.6. Смазка ЛИТА ОСТ 38 01 295-83.Температурный диапазон -60°С до +100°С.

3. УПЛОТНЯЮЩИЕ ПАСТЫ.

3.1. Уплотняющие пасты рекомендуется применять только в том случае, если кран не держит давление (не герметичен).

3.2. Рекомендуемые уплотняющие пасты.

3.2.1. Смазка-герметизаторSEALWELD ETERNA-LUBE 1000 общего назначения. Изготавливается из синтетических масел и специально подготовленной смеси исключительно мелких частиц алюминия, графита и бисульфид молибдена. Образуя защитную пленку на любой металлической поверхности, создает непроницаемый барьер, противостоящий крайним температурам, давлениям и трению. Предназначена для применения в наиболее жестких условиях работы современной промышленности. Eterna-Lube обеспечивает три степени защиты металлических поверхностей:

1) водоотталкивающая и химически стойкая с одновременным обеспечением защитного смазочного покрытия;

2) на стадии карбонизации (от 260°С до 482°С) особые наполнители поддерживают смазывающее действие и защиту металлических поверхностей;

3) после того как органическая часть смазки уходит, на металлических поверхностях остается тонкая защитная пленка, противостоящая температурам от -24°С до +1 098°С.

Eterna-Lube- это неплавящаяся водо- и химически стойкая, устойчивая к воздействию газов (кроме кислорода) и растворителей. Предохраняет от ржавчины.

Не затвердевает. Применяется там, где имеются крайне высокие требования к смазке и защите от коррозии. Цвет серебристый. Температурный диапазон от -24°С до +1 098°С.

3.2.2. Смазка-герметизаторSEALWELD D-1014. Низкотемпературная смазка-герметизатор долговременного действия для работы с ШФЛУ, жидким пропаном, бутаном, этаном, этиленом, конденсатом и бензинами. При использовании в дополнение к существующим уплотнениям штоков предотвращает обмерзание уплотнений. Образует низкофрикционную смазочную пленку на стыкующихся поверхностях, предотвращает возможные повреждения при работе кранов всухую, уменьшает крутящий момент. Применяется во всех типах запорной арматуры.

Также как уплотняющая паста - на штоках (шпинделях) арматуры при низкотемпературной работе. Может также применяться в редукторах как низкотемпературная смазка. Температурный диапазон от -60°С до +204°С. Пенетрация 310-340. Температура возгорания +225°С. Может вводиться в краны любым ручным или силовым инструментом. Поставляется в картриджах по 350 и 453 гр., банках по 4,53 и 18,12 кг, бочках по 54,36 и 181,2 кг.

3.2.3. Уплотняющая пастаSEALWELD 5050. Является аварийным уплотнителем для кранов с сильной протечкой. Содержит особые наполнители, которые проникают в место протечки, и мгновенно ее прекращают. Также содержит негорючий детергент, очищающий шар и седло от старой смазки и закоксовавшейся грязи, что облегчает работу крана.

Применяется на шаровых и пробковых кранах с серьезными протечками в работе со всеми типами сред, кроме кислорода.

Температурный диапазон от -24°С до +260°С. Пенетрация 265. Цвет - зеленый. Может вводиться в краны любым ручным или силовым инструментом. Поставляется в картриджах по 350 и 453 гр., банках по 4,53 и 18,12 кг, бочках по 54,36 и181,2 кг.

3.2.4. Уплотнительная паста131-435К тип 0 (очиститель каналов), тип 1, тип 2, тип 3, и тип 4 (супергерметизатор) производства НПО "ОРГГАЗНЕФТЬ". Низкотемпературные пасты, применяемые для устранения утечек при добыче, переработке, транспортировке и хранении природного газа (в том числе конденсатосодержащего и сероводородосодержащего), а также аммиака. Паста представляет собой вязкую однородную массу на основе кремнийорганических, фторорганических и минеральных жидкостей с добавлением наполнителей, пластификаторов, загустителей и присадок.

Рабочая температура - от минус 70 до плюс 150°С в зависимости от типа пасты. Пенетрация 100-250. Паста нетоксична, взрывобезопасна, трудногорюча, не оказывает вредного воздействия на организм человека.

3.3. Промывочная жидкость.

Крановый очиститель SEALWELD.

Крановый очиститель - это комбинация пенетранта и смазки, предназначенная для удаления застаревших загрязнений и спёкшейся смазки, которые затрудняют, а в некоторых случаях делают невозможным перемещение шара/пробки/шибера. Для улучшения смазывающих свойств крановый очиститель содержит дисульфид молибдена и невоспламеняемые растворители.

Применяется во всех типах запорной арматуры. Срабатывает в течение нескольких минут и помогает беспроблемной работе в течение месяцев. Температурный диапазон: до + 121°С. Пенетрация 400-500. Цвет серый. Может вводиться в краны любым ручным или силовым инструментом. Поставляется в картриджах по 350 и 453 гр., банках по 4,53 и 18,12 кг, бочках по 54,36 и 181,2 кг.

3.4. Информация о других уплотнителях, а также рекомендации по их применению в различных средах может быть получена у следующих поставщиков:

3.4.1. ООО НПО "ОРГГАЗНЕФТЬ". 117292 г. Москва, ул. Ивана Булкина д.13, корп.1, Тел/факс. (095) 124-44-33, 125-21-62 .

3.4.2. ЗАО "ЕВРО-Консалтинг" (Москва). Представительство фирм Sealweld и VAL-TEX. тел.(095) 280-93-30, 975-15-76, факс. (095) 797-40-02.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ.

4.1.При использовании любого оборудования следует строго следовать инструкциям по его применению.

5 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПЕРЕД ВВЕДЕНИЕМ СМАЗКИ ИЛИ УПЛОТНЯЮЩИХ ПАСТ.

5.1.Прочистить и проверить фитинги.

5.1.1.Металлической щеткой или скребком снять с фитинга краску или ржавчину. Колпачок должен плавно скользить по фитингу.

5.1.2. Если фитинг поврежден, заржавел или подтекает, необходимо заменить его.

ВНИМАНИЕ: При замене фитингов сбросить давление в трубопроводе.

5.2. Зона штока. Если на штоке нет утечки, уплотнитель не вводить.

5.3. Управление краном.

5.3.1. Если шаровой кран заклинил, не движется, либо издает скрежет так, как если бы в кране были металлические частицы, либо просто шаровым краном тяжело управлять, следует использовать промывочную жидкость или ее эквиваленты. Промывку можно производить растворителем смазки или уплотняющей пасты при условии, что он не повредит уплотнения в шаровом кране.

5.3.2. Убедиться в том, что затяжка болта на штоке не ослабла, так как это может привести к утечке и неверному впечатлению о необходимости промывки. С другой стороны, слишком сильная затяжка может вызвать затруднение движения крана или даже остановить шаровой кран.

6. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ПРАВИЛАМ ВВЕДЕНИЯ КАКИХ-ЛИБО ВЕЩЕСТВ В ШАРОВОЙ КРАН.

6.1. Если шаровой кран имеет удлинительные трубы для ввода уплотнителя, необходимо ввести в каждую трубу количество уплотнителя, указанное в параграфе 10.1. Сказанное относится также и к закачке смазки.

6.2. Далее следует произвести несколько качков набивочного насоса (количество качков указано ниже) для введения 1/8 части общего веса уплотняющей пасты, затем провернуть шар три раза (закрыть-открыть или наоборот).

Таким образом достигается равномерное распределение уплотняющей пасты. Количество качков = 0,1 х вес уплотнителя в граммах. Общий вес уплотнителя указан в Разделе 10.

6.2.1. Описанные действия следует повторить 8 раз, если шаровой кран имеет только один фитинг на каждом конце, и 4 раза, если он имеет 2 фитинга на каждом конце.

6.2.2. Шаровой кран должен быть в полностью открытом положении, если производится промывка, и в полностью закрытом положении, если вводятся смазка или уплотнитель.

7. ПОВТОРНАЯ СМАЗКА ШАРОВОГО КРАНА.

7.1. Если в шаровом кране отсутствуют проблемы, указанные в 5.3.1, то можно производить повторную смазку. Иногда этого достаточно, чтобы остановить утечку.

7.2. Ввести смазку, соответствующую требованиям транспортируемой среды, в отверстия для ввода уплотнителя седел в соответствии с разделом 6. Обычно не следует вводить смазку в зону штока, но 2-3 качка могут снизить крутящий момент.

8. ПРОМЫВКА КРАНА.

8.1. Промывку крана следует производить в случае, если возникнет какая-либо из проблем, указанных в разделе 5.3.1.

8.2. Перед применением промывочной жидкости поверните кран. Это может освободить кран от стесняющих его движение частиц.

ВНИМАНИЕ: Нельзя прилагать слишком большой крутящий момент, так как это может повредить шток, собачки пробки или редуктор. Если кран трудно повернуть, используйте сначала промывочную жидкость.

8.3. Рекомендуемое количество промывочной жидкости указано в разделе 10.0.

8.4. Промывку можно производить согласно разделу 6.

ВНИМАНИЕ: Следует использовать только штуцеры с резиновыми и нейлоновыми прокладками.

8.5. Если седла крана не вращаются, промыть кран следующим способом:

8.5.1. Ввести промывочную жидкость, поддерживая давление выше 105 кгс/см². Если давление жидкости быстро падает, или вообще не поднимается, возможно, что жидкость выходит через один или два канала, ведущих к поверхности седла.

8.5.2. Если возникает ситуация, описанная в п. 8.5.1, ввести небольшое количество уплотнителя, (приблизительно от 10 до 20% общего веса на один кран). Это временно закроет открытые каналы и позволит снова повысить давление на оставшиеся в зоне седла шлаки.

8.5.3. Промывочную жидкость следует оставить минимум на 30 минут, чтобы она пропитала и (по возможности) размягчила затвердевшие осадки. Затем промыть еще раз.

9. ВВЕДЕНИЕ УПЛОТНЯЮЩИХ ПАСТ.

9.1. Уплотняющую пасту следует вводить только в том случае, если повторная смазка не смогла уплотнить кран. Во всех случаях следует использовать только обычный уплотнитель, а если уплотнение не достигнуто, следует применять пасту с тефлоном PTFE.

9.2.Через отверстия для ввода уплотнителя в концевом соединении ввести уплотняющую пасту в седло в соответствии с разделом 6.

9.3.В случае утечки на штоке, уплотнитель следует вводить до тех пор, пока утечка не прекратится.

10. ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ВЕС УПЛОТНИТЕЛЯ НА КРАН.

10.1. Удлинительные линии введения смазки и уплотняющих паст удлинителя штока (для кранов подземной установки).

Приложение 6

ЗАМЕНА ВЕРХНЕГО УПЛОТНЕНИЯ ШТОКА, РАЗМЕР РЕЗЬБЫ И МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ

ЗАМЕНА ВЕРХНЕГО УПЛОТНЕНИЯ ШТОКА

ВНИМАНИЕ: Прежде, чем заменить уплотнение, необходимо снять давление, используя процедуру блокировки. См. выше.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если у вас нет запасных уплотнений, свяжитесь со службой продаж «Самараволгомаш» для получения информации относительно номера детали и условий ее покупки.

В основном методика замены уплотнения одинакова для каждого типа крана и размера штока, хотя в некоторых случаях детали, требующие замены, отличаются по размерам.

Общие правила замены следующие:

1. Снять гайку с нагрузочной шпильки или стопорный болт, (в зависимости от того, который установлен), вместе с дисковой пружиной. Не забудьте при сборке проверить правильность установки дисковой пружины, т.е. диаметр внутреннего отверстия должен быть направлен вверх и касаться гайки.

2. Затем снять шпоночный вал или стопорную гайку. Возможно, что это потребует определенных усилий, если они затянуты до упора. Следует отметить положение стопорной гайки или шпоночного вала для того, чтобы установить ее обратно в тот же самый шлиц.

3. Снять шайбу уплотнителя штока, чтобы обнажить верхнее заменяемое уплотнение. Его можно снять плоским предметом, например, отверткой, стараясь не повредить металлические уплотняющие поверхности.

4. Заменить уплотнение и установить все детали в обратном порядке. Завернуть гайку (болт) крутящим моментом, указанным в таблице.

РАЗМЕРЫ РЕЗЬБЫ И КРУТЯЩИЕ МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ

Изготовитель: ООО Самараволгомаш, г.Самара

Опубликовано на Яндекс.Дзен